Новости города БезФормата.Ru
Благовещенск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Если бы дело было только в закрылках, ТУ-154 вернулся бы в аэропорт

Фотографии фрагментов упавшего самолёта прокомментировал для «КП» президент Союза экспертов России «АС» Юрий Антипов Провел анализ фотографий фрагментов ТУ-154, которые сделал на месте крушения наш фотокорреспондент Владимир ВеленгуринФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Вокруг недавней катастрофы с ТУ-154 в Черном море появляется все больше версий. Мы попросили президента Союза экспертов России «АС» Юрия Антипова поделиться своим профессиональным взглядом на это происшествие. Прав он или нет, станет ясно, когда будут оглашены официальные результаты расследования. Но хочу напомнить: когда в октябре 2015 года потерпел катастрофу наш А-321 в небе над Египтом , начальные версии были о технических неполадках и устаревшем самолете. Однако когда появились первые кадры с места падения, эксперт Юрий Антипов предположил, что на борту вот в таком-то месте случился взрыв – судя по тем обломкам, которые были видны на фотографиях. Что впоследствии и подтвердилось. И в этот раз он провел анализ фотографий фрагментов ТУ-154 , которые сделал на месте крушения наш фотокорреспондент Владимир Веленгурин.

"САМОЛЕТ МОГ НАЧАТЬ РАЗРУШАТЬСЯ ЕЩЕ В ВОЗДУХЕ"

- Известны случаи удачных аварийных посадок на воду (см. Справку ниже). Но нигде не было таких повреждений - разорванной в клочья обшивки, оторванных с мясом частей крыльев. И это все - после падения на воду с высоты 250 метров? Может, потому что те посадки совершались в дневное время, а здесь дело было ночью?

- Ночью или днем - неважно. Главное, что в момент катастрофы море было спокойным. И его поверхность можно было хорошо разглядеть при помощи прожекторов лайнера.

Общий вид обломка фюзеляжа с характерным выгибом наружу его цилиндрической образующейФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Если предположить, что у самолета на взлете заклинило закрылки, был ли шанс спастись?

- Закрылки нужны для увеличения подъемной силы на малой скорости - при взлёте и посадке. Если после взлёта закрылки остались выпущенными и не убрались, то вполне можно продолжать полёт, но на меньшей скорости (до 400 километров в час без проблем). Кстати, примерно на этой скорости и выпускаются закрылки, когда самолёт снижается для посадки. Но проще и надёжнее вернутся назад для устранения неисправности.

- То есть самолет мог просто аварийно сесть?

- Да, развернулся бы и опять сел. Вообще при посадке скорость может быть уменьшена почти до 200 километров в час за счёт выпуска закрылков. А если они не выпущены, то посадочная скорость будет около 300 км/час, что тоже приемлемо.

Состояние обшивки фюзеляжа над крыломФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ЧТО-ТО ПРОИЗОШЛО В ГРУЗОВОМ ОТСЕКЕ

- Согласно данным Министерства обороны, самолёт летел над морем со скоростью около 360 км/час на высоте около 250 метров. Так почему же, несмотря на небольшую набранную самолетом высоту, обломки оказались разбросаны на большой территории, а тела погибших получили значительные повреждения?

- Давайте посмотрим на один характерный обломок - это часть фюзеляжа с правой стороны в районе двери (см. фото).

1. Верхняя часть дверного проёма цела. Это значит, дверь могла вылететь из него только вниз - например, при ударе неперевёрнутого целого самолёта о поверхность воды.

2. Нижняя часть дверного проёма тоже относительно цела. Хотя, если бы дверь выпадала вниз при неразрушенном фюзеляже, эта часть должна была пострадать сильнее.

3. Этот же обломок с другого ракурса: здесь хорошо видно, как он изогнут пополам (сгиб обшивки обозначен чёрной линией).

Верхняя часть дверного проёма целаФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Нижний левый угол дверного проёмаФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Сгиб обшивки обозначен чёрной линиейФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Похоже, что изгиб обломка произошел под действием некой силы, направленной изнутри самолёта. Большое давление, так изгибающее конструктивные элементы, отрывающее обшивку и хлопком складывающее её пополам, было внизу в грузовом отсеке Ту-154. Если бы отрыв обломка и его складывание пополам было при ударе самолёта о воду, тогда края обломка просто сплющило бы.

Похоже, что изгиб обломка произошел под действием некой силы, направленной изнутри самолётаФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Что могло случиться в грузовом отсеке?

- Моя версия такая: по каким-то причинам самолёт оказался с распоротым фюзеляжем в нижней части. Это могли быть разрушения в грузовом отсеке (от взрывного устройства или перевозимого груза). Анализ фото других обломков тоже говорит о том, что самолет начал разрушаться еще в воздухе, до удара о поверхность.

Обломок соответствует части фюзеляжа, выделенной на фотоФото: Алексей БУЛАТОВ

Возможно, начали отказывать двигатели, в которые попали оторвавшиеся обломки. Но самолёт ещё сохранял живучесть. Пилоты, не видя повреждений, думаю, не понимали, что произошло и начали разворачивать самолёт на обратный курс. А так как источник повреждений находился в центральной части самолёта около крыльев, то топливо самолёт начал терять ещё в первый момент начала разворота.

Расположение на обломке технологической нишиФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Пол салона разрушился. Пассажиры, груз, вещи начали выпадать из брюха летящего самолёта. При скорости не менее 350 км/час тела пассажиры ударялись о воду. Отсюда и большое количество фрагментов тел. Полуразрушенный фюзеляж возвращающегося к земле самолёта продолжал разрушаться под действием аэродинамических сил. И при его ударе о поверхность воды в 1,7 км от берега разрушенная конструкция фюзеляжа уже не могла надёжно защитить и сохранить жизни ещё оставшихся на борту пассажиров. Потеря пассажиров и грузов в передней зоне через проем в брюхе самолета (вторая дверь находится впереди перед крыльями) нарушила центровку самолёта. Потому и видел очевидец крушения самолёт перед ударом о воду с неестественно задранным вверх носом.

- Была еще версия, что пилот перепутал переключатели и вместо того, чтобы убрать шасси, убрал закрылки? Мог самолет от перегрузок лопнуть в воздухе?

- Все эти предположения строятся из посыла, что пилоты идиоты. Но они не идиоты. Шасси убираются в течение максимум минуты после отрыва от земли. Если вместо этого убраны закрылки, то крыло начинает терять подъёмную силу, и самолёт перейдет в положение носом к земле, а не вверх.

Кстати, сегодня в КП я прочел заметку, что на пляже в Сочи морем были выброшены обломки Ту-154 . В ней говорится, что среди найденного был сильно оплавленный вентилятор. Вот и делайте выводы – откуда вентилятору оплавиться, если на борту взрыва не было, самолет просто упал в море?

СПРАВКА

Чем отличается гибель Ту-154 в Сочи от похожих случаев

1. Аварийная посадка A320 на Гудзон. Январь 2009 года. Airbus A320-выполнял рейс из Нью-Йорка в Сиэтл. Через 1,5 минуты после взлёта лайнер столкнулся со стаей птиц, из-за чего отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон (случай вошел в историю под названием "Чудо на Гудзоне").

Люди: Все 155 пассажиров и 5 членов экипажа спаслись.

Повреждение самолета: не разрушился, остался на поверхности воды, пассажиры ждали спасателей, стоя на крыльях.

2.Катастрофа Boeing 767 в Индийском океане. Ноябрь 1996 года. Авиалайнер вылетел из Аддис-Абебы (Эфиопия) в Нигерию, через 20 минут был захвачен тремя террористами, которые потребовали лететь в Австралию и не слушая пилотов, что топлива на такой дальний перелет из Африки не хватит. Через 3 тыс. км топливо закончилось, и командир экипажа пошел на вынужденную посадку в полукилометре от Коморских островов в Индийском океане.

Люди: Из 163 пассажира и 12 членов экипажа погибли 125 человек (включая угонщиков), 46 выжили (успели надеть спасательные жилеты).

Повреждение самолета: развалился на четыре части при ударе о воду и затонул.

3. Посадка Ту-124 на Неву. Август 1963 года. Пассажирский Ту-124 летел из Таллина в Москву. При взлете заклинило переднюю опору шасси. Вернуться было нельзя из-за тумана в Таллине. Решили садиться в ближайшем аэропорту - в Ленинграде. Когда самолет облетал город, вырабатывая топливо, остановился один из двигателей, затем второй. "Ту" пролетел чуть выше строящего моста и приводнился на Неву напротив Александро-Невской лавры.

Люди: Все 45 пассажиров и 7 членов экипажа выжили.

Повреждения самолета: получил пробоины и затонул. Потом его вытащили и использовали как тренажер.

4. Посадка Ил-12 на Волгу. Апрель 1953 года.Ил-12 выполнял рейс Москва-Новосибирск с промежуточной посадкой в Казани. При подлете к Казани над Волгой в райне Речного порта самолет влетел в стаю уток. Одна попала в двигатель, другая врезалась в кабину пилотов. Экипаж выполнил аварийную посадку на реку.

Люди: Все 18 пассажиров и 5 членов экипажа были живы после посадки, но один человек утонул при эвакуации.

Повреждения самолета: не разрушился, стал медленно тонуть. Позже его достали, но через месяц списали.

5. Катастрофа Ту-154 в Черном море. Декабрь 2016 года. Самолёт российских ВВС Ту-154 выполнял рейс из Москвы в Сирию. Сел в Сочи для дозаправки. После вылета упал в море через 70 секунд, успев пролететь 1700 метров и набрать высоту в 250 метров.

Люди: Погибли все находившиеся на борту 92 человека - 84 пассажира и 8 членов экипажа. По свидетельству водолазов - участников поисковой операции, целых тел было мало.

Повреждения самолета:"«Самолет при ударе о водную поверхность и последующим дном Черного моря практически полностью разрушился", - сообщил на совместной пресс-конференции Минобороны и Минтраса 29 декабря 2016 года министр транспорта Максим Соколов. Обломки обнаружили на дне Чёрного моря на глубине 25 метров, радиус разброса - 500 метров. Также на пресс-конференции прозвучала версия, что взрыва на борту не было, но "могло иметь место механическое воздействие". Расследование продолжается.

Поделиться видео </> x HTML-код

Специалисты работают с обломками Ту-154 в Сочи. Их раскладывают прямо на улице и тщательно изучают.

МЕЖДУ ТЕМ

Последние слова экипажа разбившегося Ту-154: «Закрылки, с...ка! Командир, падаем!»

Основной бортовой самописец (который еще называют «черным ящиком») разбившегося в воскресенье под Сочи самолета Минобороны Ту-154 был обнаружен телеуправляемым подводным аппаратом «Фалкон» 27 декабря. Подводный робот нашел его в 1600 метрах от берега на глубине 17 метров (подробности)

ЕЩЁ МНЕНИЕ

Эксперт «КП» - о возможной ошибке пилота военного Ту-154: «Рычаги шасси и закрылков перепутать трудно»

Какие на самом деле действия в последние секунды перед катастрофой выполняли пилоты рухнувшего в Черное море Ту-154, никто уже, наверное, не узнает. Зафиксированные бортовыми самописцами переговоры между командиром воздушного судна и его помощником сразу после взлета свидетельствуют о возникших проблемах с закрылками – они оказались убранными и, как следствие, самолет потерял подъемную силу. Это, уверены эксперты, спровоцировало переход Ту-154 в запредельный угол атаки - тот резко потерял скорость (подробности)

Стена памяти: Экипаж и пассажиры военного самолета Ту-154

Поделиться видео </> x HTML-код

Спасатели извлекают обломки Ту-154 из Черного моря. Напомним, самолет потерпел крушение 25 декабря. Он направлялся на российскую авиабазу Хмеймим в Сирии. На борту находились 92 человека, из которых восемь - члены экипажаВладимир ВЕЛЕНГУРИН

Еще больше материалов по теме: «Под Сочи упал самолет Ту-154 Минобороны, летевший в Сирию»

Николай ВАРСЕГОВ @VarsegovN

Последние новости Амурской области по теме:
Если бы дело было только в закрылках, ТУ-154 вернулся бы в аэропорт

Провел анализ фотографий фрагментов ТУ-154, которые сделал на месте крушения наш фотокорреспондент Владимир Веленгурин - КП Благовещенск
Если бы дело было только в закрылках, ТУ-154 вернулся бы в аэропорт - Благовещенск
Фотографии фрагментов упавшего самолёта прокомментировал для «КП» президент Союза экспертов России «АС» Юрий Антипов Провел анализ фотографий фрагментов ТУ-154,
04:03 11.01.2017 КП Благовещенск
Конкретные причины крушения лайнера пока не названы - КП Благовещенск
Эксперт «КП» - о возможной ошибке пилота военного Ту-154: «Рычаги шасси и закрылков перепутать трудно» - Благовещенск
Опытный летчик прокомментировал, насколько обоснована такая версия гибели борта над Черным морем Конкретные причины крушения лайнера пока не названыФото:
20:12 10.01.2017 КП Благовещенск
Эксперты Минобороны: самолет разбился над Черным морем из-за ошибки пилота - ИА Порт Амур
Эксперты Минобороны: самолет разбился над Черным морем из-за ошибки пилота - Благовещенск
Кроме того, борт был перегружен Эксперты Минобороны пришли к выводу, что самолёт разбился над Чёрным морем из-за ошибки второго пилота, перепутавшего рычаги управления, а также низкой высоты и перегруза, сообщает Life.ru .
16:31 10.01.2017 ИА Порт Амур
Эксперты Минобороны: самолет разбился над Черным морем из-за ошибки пилота - Благовещенск
Эксперты Минобороны пришли к выводу, что самолёт разбился над Чёрным морем из-за ошибки второго пилота, перепутавшего рычаги управления, а также низкой высоты и перегруза, сообщает Life.ru .
16:07 10.01.2017 Blagoveshensk.Ru
Житель Белогорска рассказал, как ему угрожали оружием в торговом центре среди бела дня - Asn24.RuНакануне в Белогорске произошел инцидент с угрозой применения оружия. 25-летний молодой человек сообщил, что днем в здании торгового центра мужчина достал пистолет Макарова и приставил ему ко лбу.
23.03.2017 Asn24.Ru
В аварии на трассе «Лена» погибли двое - 2x2.suИД "2х2" Иномарка съехала с проезжей части и опрокинулась. В обстоятельствах произошедшего разбираются стражи порядка Авария, унесшая жизни двух человек, произошла во второй половине дня 22 марта.
23.03.2017 2x2.su
Об этом сообщил глава контртеррористического подразделения Скотланд-Ярда Ранения получили несколько иностранных туристов.
23.03.2017 ИА Порт Амур
Ранения получили несколько иностранных туристов. Среди пострадавших три французских школьника, двое из них находятся в тяжелом состоянии.
23.03.2017 Blagoveshensk.Ru
В Тынде в ДТП погибли водитель и пассажир - Blagoveshensk.Ru22 марта около 16:00 водитель автомобиля Toyota Succeed на большой скорости не справился с управлением.
23.03.2017 Blagoveshensk.Ru
Благовещенка купила у мошенников элитного попугая за 25 тысяч рублей - Asn24.RuВ Благовещенске 30-летняя женщина стала жертвой мошенников. Амурчанка купила у продавца с сайта бесплатных объявлений дорогого попугая, но так и не увидела птицу.
23.03.2017 Asn24.Ru
Вчера в 13:40 авария случилась в Благовещенске в районе Горького, 151. Иномарка Toyota Wish поворачивала налево на разрешающий сигнал светофора и не пропустила велосипедиста, который двигался прямо.
23.03.2017 Asn24.Ru
В Приамурье задержан подозреваемый в краже оружия в одном из охотхозяйств - ГТРК АмурСотрудники уголовного розыска задержали подозреваемого в краже оружия в одном из амурских охотхозяйств.
23.03.2017 ГТРК Амур
В Приамурье задержан подозреваемый в краже оружия в одном из охотхозяйств - Амур.проСотрудники уголовного розыска задержали подозреваемого в краже оружия в одном из амурских охотхозяйств.
23.03.2017 Амур.про
На пациента благовещенской поликлиники упала входная дверь - Blagoveshensk.RuЖительница Благовещенска сообщила редакции Амур.инфо о происшествии, случившемся утром 23 марта в городской поликлинике № 2, расположенной в районе КПП.
23.03.2017 Blagoveshensk.Ru
23 марта в Амурском областном суде присяжные решат судьбу Александра Эндерса, обвиняемого в изнасиловании и убийстве 10-летней племянницы.
23.03.2017 Teleport2001.Ru
Щ. умышленно, с применением предметов, используемых в качестве оружия, причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, при следующих обстоятельствах.
23.03.2017 Белогорский городской суд
Сегодня в Амурском областном суде Александр Эндерс обратится к присяжным с последним словом - Asn24.RuВ Амурском областном суде близится к завершению судебный процесс по делу об убийстве в 2014 году ребенка в Белогорске.
23.03.2017 Asn24.Ru
Два человека погибли в автоаварии на трассе «Лена» / В среду, 22 марта на трассе «Лена» в Тындинском районе в кювет вылетела иномарка Toyota Succeed, в которой ехали четыре человека. В результате аварии водитель и один из пассажиров погибли на месте, еще двое госпитализированы. По факту ДТП ведется следствие. - Амурская правдаВ среду, 22 марта на трассе «Лена» в Тындинском районе в кювет вылетела иномарка Toyota Succeed, в которой ехали четыре человека.
23.03.2017 Амурская правда
Вахтовый поселок строителей моста в Китай подключили к электричеству - Амурская правдаДальневосточная распределительная сетевая компания (ДРСК) начала подключать к электроснабжению стройплощадки будущего моста через Аму р. Свет дали в вахтовом поселке строителей компании «Мост-Амур».
23.03.2017 Амурская правда
Амурская область, 23 марта, ИА «Порт Амур». Накануне, 22 марта, известная российская певица Натали поздравила с днем рождения журналиста из Приамурья Максима Ермакова.
23.03.2017 Blagoveshensk.Ru
Управление по делам ГО и ЧС Благовещенска сообщает, что с 1 апреля на территории городского округа будет установлен пожароопасный период.
23.03.2017 Blagoveshensk.Ru
Белогорский ФОК имени Солнечникова достроят за деньги спонсора / Вопрос с достройкой физкультурно-оздоровительного комплекса имени Героя Сергея Солнечникова решен. Объект, возведение которого остановилось из-за нехватки финансирования, обещают достроить за счет внебюджетных источников. Об этом сегодня, 23 марта, на заседании амурского парламента рассказал зампред областного правительства Дмитрий Тетенькин. - Амурская правдаВопрос с достройкой физкультурно-оздоровительного комплекса имени Героя Сергея Солнечникова решен.
23.03.2017 Амурская правда