Богатейшим материалом, основой для игры, является русский народный фольклор.
Просыпаемся с потешкой
Кто - кто в этом доме живет?
Кто - кто вместе с солнцем встает?
Это Дашенька проснулась
Маме с папой улыбнулась
И, откинув одеяло,
вдруг сама на ножки встала!
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
***
Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки - ножки,
Потягушки - пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Дай-ка локоточек
Мама поцелует!
Славный мой сыночек!
Как тебя люблю я!
****
Потянушки - потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!
Готовим с потешкой:
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
***
Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И Серёжке на зубок.
Кушаем с потешкой:
Каша из гречки
Где варилась? В печке.
Сварилась, упрела
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила...
Досталось по ложке
Гусям на дорожке.
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оля доела
Последние крошки!
Потешки - утешки:
У киски боли,
У собачки боли,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.
***
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не ной, дорогой,
Куплю другой.
Ой не плачь, не кричи
Куплю тебе три.
Богатейшим материалом, основой для игры, развивающим коммуникативные навыки, развивающим речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.
Потешки – малый жанр устного народного творчества. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушиваться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речью и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует её темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Регулярное использование потешек в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребёнку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Дорогие родители поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним дома в процессе игры. Учите с ребенком разные потешки. Истинной наградой для вас станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка, а, кроме того, привычка общаться с родителями, искренняя привязанность и восприятие старших как интересных собеседников.
Автор: В. Банщикова, воспитатель детский сад «Тындёнок»