Министр образования Ольга Варсанова: «В школе должен работать счастливый учитель»

Министр образования Ольга Варсанова: «В школе должен работать  счастливый учитель» / Первые ученики Ольги Варсановой уже ведут в первый класс своих детей и просят свою первую учительницу: «Ольга Владимировна, может, вернетесь в школу?» Она хоть и отшучивается, но не исключает, что когда‑нибудь снова будет стоять у доски — уж очень сильно скучает по любимой профессии и детям. Но пока у министра образования и науки Амурской области совсем другие планы и задачи, цель которых одна — качественное и доступное образование в регионе.
Министр образования Ольга Варсанова: «В школе должен работать  счастливый учитель»
Министр образования Ольга Варсанова: «В школе должен работать  счастливый учитель»
Министр образования Ольга Варсанова: «В школе должен работать  счастливый учитель»
Фото: www.ampravda.ru

Первые ученики Ольги Варсановой уже ведут в первый класс своих детей и просят свою первую учительницу: «Ольга Владимировна, может, вернетесь в школу?» Она хоть и отшучивается, но не исключает, что когда‑нибудь снова будет стоять у доски — уж очень сильно скучает по любимой профессии и детям. Но пока у министра образования и науки Амурской области совсем другие планы и задачи, цель которых одна — качественное и доступное образование в регионе.

Как учитель начальных классов возглавила минобр, что такое живые и неживые школы, как вернуть молодых специалистов в глубинку и что долгие годы хранит министр у себя дома, Ольга Варсанова рассказала в интервью «Амурской правде». Накануне Дня учителя она стала гостем нашей редакции.

Учитель для игрушек

— Ольга Владимировна, почему вы выбрали профессию учителя? У  вас в  семье были педагоги?

— Нет, я первая. Мама у  меня инженер, а папа был летчиком. Это была мечта детства, которую я воплотила в  жизнь. Потому что с самого детства, сколько себя помню, мечтала быть учителем. Всегда любила делать уроки и, выполняя домашнее задание, рассаживала свои игрушки и  рассказывала то, что выучила. В  моем детстве не было игрушечной доски, поэтому я писала прямо на стенах, на дверях  — спасибо маме, что не ругала меня, а поддерживала. Поэтому, когда я окончила школу, у  меня не было сомнений, кем я буду. Я  до сих пор совершенно искренне считаю, что профессия учителя  — самая благородная, самая важная, самая нужная. Звучит несколько пафосно, но это мое мнение.

— Почему именно начальные классы? Тянуло именно к  малышам?

— У  меня был выбор между математикой, потому что я очень люблю этот предмет, и  начальными классами. Выбрала второе, потому что для меня процесс, когда малыш узнает первые буквы, учится читать,  — это какое‑то таинство. Это сейчас дети приходят в  школу подготовленные, а в  мое время читать умели единицы. И  моей задачей было как раз научить их всему  — меня это очень вдохновляло. После вуза я вернулась в  свою родную школу № 16 Благовещенска, затем работала в  школе № 28. У  меня было четыре выпуска. Я  очень сильно скучаю, люблю эту работу. И  реально понимаю, что если у  меня жизнь как‑то по‑другому сложится, я вернусь в  школу. Надеюсь, что навыки не потеряла (улыбается).

— Почему же вы ушли с учительской работы?

— Наверное, у  каждого человека бывает в  жизни момент, когда он понимает, что может свои знания передать кому‑то еще. Когда я работала в  школе, мне поступило предложение перейти на работу в  институт повышения квалификации и  переподготовки кадров, чтобы рассказывать о  своем опыте другим коллегам. Я  ушла. Потом поступило предложение перейти в  администрацию Благовещенского района  — чтобы создать там систему образования. Затем пригласили в  министерство образования. Так одно за другим поступали предложения  — и  я их принимала.

— То есть у  вас не было четкой цели построить карьеру?

— Никогда! Я всегда хотела достигнуть высот в  профессии учителя  — расти не по вертикали, а, скажем так, по горизонтали. Поэтому после каждого предложения я пыталась отказаться, очень долго думала, взвешивала, только потом принимала решение. Точно так же с этой должностью  — я никогда не мечтала быть министром. Это предложение было очень неожиданным. Не буду описывать, какие чувства и  эмоции я пережила.

Битва со второй сменой

— Какие самые больные места в  амурском образовании вы для себя обозначили?

— Проблема номер 1  — создание безопасных условий обучения в  детсадах и  школах. Процент ветхих школ в  области высок, в  среднем технический износ зданий выше 50 процентов. Эта проблема особенно острая для севера.

Вторая задача  — ликвидация второй смены. Ситуация сложная в  городах и  прежде всего в  Благовещенске. Каждый год численность детей в  школах областного центра увеличивается: только в  этом году прирост на 1000 учеников. Это, конечно, радует, но и  ставит перед нами новые задачи. Внутренние резервы мы уже практически исчерпали, поэтому выход один  — строительство школ. В  этом году мы победили в  федеральном конкурсе  — будем строить новый корпус на 528 мест в  школе номер 22. Буквально в  пятницу Министерство образования объявило новый конкурс  — мы будем подавать заявки на строительство школ в  поселке Экимчан Селемджинского района и  в  городе Свободном.

Я реально понимаю, что если у меня жизнь как‑то по‑другому сложится, я вернусь в школу.

Раньше мы не могли бороться за федеральные деньги, так как один из критериев конкурса  — школа должна быть построена в  год выделения субсидии. Для Дальнего Востока, для наших северов и  климатических условий этот критерий был невыполнимым. Губернатор неоднократно поднимал эту проблему, в  итоге достучался до министра образования  — нас услышали.

— После ликвидации второй смены в  школы вернутся кружки, вечера, факультативы? В  наше время мы ведь пропадали в  школе до вечера.

— А для чего все это делаем? Мы как раз хотим, чтобы образовательный процесс в  школе был не только учебным, а чтобы была и  воспитательная составляющая. Я  помню  — во времена работы учителем у  нас между сменами был перерыв 30 минут, а зимой и  того меньше. И  за это время ты успеваешь только схватить пачку тетрадей, одеть детей и  вывести их из класса  — потому что следом уже стоят другие ученики. Мы хотим, чтобы в  школах шла внеурочная деятельность, чтобы у  учителя была возможность поговорить по душам и  чтобы у  детей была возможность общаться друг с другом. Мы, кстати, часто собираемся с одноклассниками и  каждый раз с удовольствием вспоминаем наши вечерние факультативы по физике (у  нас классный руководитель вел этот предмет), наши вечерние вылазки по астрономии. Я  очень надеюсь, что эта практика вернется.

— В  селах проблем со второй сменой нет?

— У  нас около 70 процентов школ находятся в  сельской местности. Они малочисленны, все учатся в  одну смену. Туда можно заводить и  детские сады, и  учреждения  доп-образования  и  делать один центр. Но в  селах есть другая проблема. Я  на своей предыдущей должности часто ездила по области с проверками. Когда приходишь в  сельскую школу в  4—5 часов и  слышишь детские голоса, видишь занятия, секции, то понимаешь  — школа дышит и  живет. А бывало, заходишь в  2 часа и  слышишь тишину. Первый вопрос директору: «А где дети?» И  в  ответ: «Мы же учимся в  одну смену!» Я сразу себе зарубки при проверке делала. Ну и  что, что в  одну смену? Значит, детей не тянет в  школу! Здесь, конечно, очень много от коллектива зависит  — он должен быть заинтересован в  работе с детьми.

Как привлечь  в  села молодежь

— Ольга Владимировна, педагоги часто жалуются на меняющиеся схемы оплаты труда: тарифная сетка, подушевое финансирование. И  сейчас идет речь о  том, что с нового года грядут очередные перемены. Это действительно так?

1000

человек составил в этом году прирост учеников в школах Благовещенска. В областном центре наиболее остро стоит проблема второй смены 

— Никаких перемен не будет. Остается система, принятая с 2015  года во всех (кроме трех) муниципалитетах: базовый оклад плюс выплаты компенсационного и  стимулирующего характера. Система отработана, ничего в  ней меняться не будет. В  качестве положительного момента: с 1 января 2018  года будет повышена средняя зарплата педагогическим работникам дошкольных учреждений, на 4 процента  — зарплата вспомогательному и  административно-управленческому персоналу в  школах. Потому что они не попадали под майские указы президента.

— Как высчитывается средняя зарплата учителя в  области? Как средняя температура по больнице?

— Средняя зарплата, как и  в  каждой отрасли, считается одинаково: берется зарплата педагогических работников и  делится на численность педагогов. Но здесь не учитывается категория учителя и  количество учебных часов: кто‑то выведет 18, а кто‑то  — 36. Если нагрузка высокая, то и  заработная плата будет выше. Но если говорить о  качестве образования, то мы ведем мониторинг и  анализируем нагрузку. Смотрим: если учитель ведет 40 часов в  неделю, то говорить о  качестве образования достаточно проблематично. Работая начальником отдела по контролю качества образования и  выезжая в  школы, я обязательно смотрела, у  кого какая нагрузка, какие предметы ведет учитель. Понятно, что в  отдаленных, малокомплектных школах учитель ведет несколько предметов  — это вынужденная мера. Но когда на одном педагоге 7 предметов, о  каком качестве образования мы говорим? Если все это подтверждается результатом  — вопросов нет. Но порой начинаешь складывать часы, удивляешься и  спрашиваешь: вы дома вообще бываете?

Проблему дефицита учителей в сельских школах помогают решать студенты БГПУ.

— Молодые учителя благовещенских школ жалуются, что в  селах зарплаты выше, и  считают это несправедливым? Вы согласны?

— Согласна, что в  отдельных сельских территориях и  отдаленных городах учителя в  более выгодном положении, чем в  Благовещенске. Но смотрите: к  нам в  школы в  этом году пришло 122 молодых учителя: выпускников БГПУ и  нашего педколледжа. Сколько останется через год? Гораздо меньше. Процент тех, кто уходит, велик. На днях разговаривали с главой Шимановска: несмотря на подъемные, ежемесячные выплаты и  предоставляемое жилье, молодые учителя не хотят ехать. Несмотря на то что в  городах нет подъемных и  жилья, молодежь все равно старается остаться в  городе.

— Как можно решить эту проблему?

— Если бы ответ был, то вся страна, наверное бы, уже решила. Я  считаю, что, во‑первых, нужно повышать престиж профессии учителя. Во-вторых, развивать инфраструктуру в  городах и  районах. Надо думать не только об условиях работы педагога, но и  об условиях жизни. Куда он будет водить своего ребенка, где лечить, как добираться.

Когда  на одном педагоге 7 предметов, о  каком качестве образования  мы говорим?

Сегодня мы пытаемся возродить распределение, неоднократно обращались на федеральный уровень  — это ведь проблема не только Амурской области, но и  всего Дальнего Востока. На Западе она стоит не так остро. Но пока поддержку не получили. Зато на уровне области уже есть долгожданное постановление губернатора о  распределении и  закреплении выпускников вузов. Оно касается сфер здравоохранения, образования и  культуры. Правительство области будет оплачивать обучение специалистов для конкретных школ, после вуза они будут обязаны работать именно там. Пока цифры небольшие: у  нас это порядка 20 человек. Скажу сразу: насильно никто никого не будет заставлять ехать в  глубинку  — ставка будет делаться на местных ребят.

«У  меня была даже единица»

— Ольга Владимировна, у  вас в  школе были двойки?

— Да. У  меня в  четвертом классе даже единица была  — за подсказку на уроке математики. Мне было жутко обидно, я не понимала, за что  — я же помогла другу у  доски! И  была одна двойка по русскому языку в  начальной школе за невыполненное домашнее задание. Я  очень расстроилась, потому что огорчила родителей. Вообще я не была ботаником, но была очень усидчивая.

— Вы строгий учитель?

— Я думаю, эти вопросы лучше задать моим ученикам. Но тот факт, что меня узнают, здороваются, на первое сентября поздравляют (не знаю, как некоторые находят номер телефона), думаю, это о  чем‑то говорит.

— Помните свой первый класс?

— Конечно, он стал для меня настоящим боевым крещением. У  меня было 33 ребенка. Среди них  — дети с особыми образовательными потребностями. И  второгодник Леша у  меня. Помню, как мне было тяжело.

— Вы общаетесь со своими выпускниками?

— Общаемся, спасибо гаджетам. И  встречаемся, они приглашают на вечера встреч. Мои первые выпускники уже ведут своих детей в  первый класс. Шутят: «Ольга Владимировна, может, вернетесь и  будете наших детей учить?» Я отвечаю, что подумаю. Со многими поддерживаю отношения, тренирую память  — помню поименно.

— У  учителей вообще феноменальная память  — помнить имена и  фамилии учеников.

— Я не только по именам помню. Бывают у  меня в  жизни такие моменты, когда мне очень грустно становится. Как правило, это 1 сентября, День учителя и  последний звонок. Тогда я достаю поделки, которые делали мои ученики…

Я никогда не мечтала быть министром. Это предложение было очень неожиданным.

— Храните?!

— У  меня все хранится: поделки, открытки, сочинения. Я  их достаю, перебираю, вспоминаю. А  потом фотографирую и  по WhatsApp отправляю детям. Буквально недавно отправила ученице рисунок космического корабля, который она рисовала в  третьем классе. И  написала: покажи сыну, что ты рисовала и  о  чем мечтала. На 1 сентября ученику отправила фотографию открытки: он ее в  первом классе своими руками сделал и  подарил мне на День учителя. Некоторые просят отдать рисунки, поделки, чтобы детям показать, а я говорю: вот когда ваши дети подрастут и  я буду уверена в  сохранности, отдам. ( Улыбается .)

— Что пожелаете нашим педагогам в  День учителя?

— Пожелаю простого  — пусть учителя будут счастливыми. В  школе должен работать счастливый человек. Чтобы уметь отдавать, быть добрым, щедрым, он сам должен быть счастливым. Что для каждого входит в  понятие «счастье»  — пусть каждый сформулирует сам.

— Министр тоже должен быть счастливым?

— Однозначно.

— А вы счастливый человек?

— Это философский вопрос. Объективно  — да, я счастлива. Мои родители живы, у  дочери все хорошо, у  меня есть крыша над головой, есть интересная работа, коллеги. Но я ловлю себя на мысли, что надо искать и  субъективные поводы для счастья. Находить маленькие радости каждый день.

За честный ЕГЭ 

— Вы сторонник или противник ЕГЭ? 

— И как мама, и как человек, который занимался организацией Единого госэкзамена, отвечу — я активный сторонник ЕГЭ. Он действительно дает шанс нашим детям поступить в престижные вузы, мои выпускники и одноклассники моей дочери, например, учатся по всей стране. Но я категорический противник необъективности и нечестности во время проведения ЕГЭ. К сожалению, не везде он проходит честно. Дети должны быть в равных условиях. Ну а то, что процедура требует совершенствования, — это безусловно.

Как школы готовятся к  астрономии

— В  школы вернулась астрономия, а телескоп в  Благовещенске только один. Есть ли планы по развитию материальной базы для этого предмета?

— Астрономия вернулась, и  правильно. Все‑таки Россия  — страна, первая покорившая космос. По новой программе на астрономию отводится 35 часов в  год. При этом школам предоставили выбор: предмет может быть изучен в  рамках одного года или же полгода в  десятом классе, полгода  — в  одиннадцатом. Наши школы пошли по второму пути. И  правильно. Потому что сейчас нам надо обучить педагогов, сформировать учебную и  материально-техническую базу. Потому что второго сентября рассказывать детям, как выглядят звезды, не совсем корректно  — сейчас у  детей совсем другие требования. Хочется, чтобы это было не формальное изучение предмета  — к  астрономии надо привить интерес. Конечно, телескопы в  каждой школе не появятся, но макеты, глобусы, интерактивные вещи будут. Иначе нет смысла возвращать астрономию  — это будет мертвый предмет в  учебном плане.

Досье АП

Ольга Варсанова родилась 26 октября 1973  года в  Благовещенске. В  1994  году окончила Благовещенский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и  методика начального обучения», квалификация  — «учитель начальных классов». С  1994 по 2000  год  — учитель начальных классов в  школе № 16 Благовещенска, с 2000 по 2005  год  — в  школе № 28 областного центра. 2007  год  — старший преподаватель кафедры начального обучения и  дошкольного воспитания областного института повышения квалификации и  переподготовки педкадров. С  2007 по 2010  год  — замначальника отдела образования Благовещенского района, специалист 1‑й категории. С  2010 по 2017  год  — консультант отдела дошкольного и  общего образования, замначальника отдела дошкольного, общего и  специального образования, замначальника отдела дошкольного и  общего образования; начальник отдела контроля качества образования в  министерстве образования и  науки области. С  июня 2017  года  — замминистра, с сентября 2017‑го  — министр образования и  науки  Амурской области.

  • Елена Павлова

  •  
    По теме
      DepositPhotos Как обучать детей и закрыть дефицит учителей? Детсад и школа должны стать органичным продолжением семейного образования, уверен учитель русского языка и литературы Михайловской средней школы им.
    WhatsApp Image 2024-03-25 at 11.57.15 - Управление образования 22.03.24г. состоялось городское методическое объединение учителей-логопедов на базе МОАУ СОШ № 11 (дошкольное отделение) города Свободного по теме «Методы и приемы автоматизации и дифференциации звуков».
    Управление образования
    Надежда, которая лечит - Газета Зейские вести сегодня На протяжении полувека Надежда Карелина стоит на страже женского здоровья, став для многих в городе не просто врачом, а наставником, доверенным человеком и даже другом.
    Газета Зейские вести сегодня
    Правительство Российской Федерации утвердило программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ) на 2024 г. и плановый период 2025-2026 гг.
    Газета Зейские вести сегодня
    Стихия с нелегким характером - Газета Зейские вести сегодня В первый день апреля Амурская авиабаза отметит 60-летний юбилей – в 1964 году в Приамурье были созданы первые авиаотделения для борьбы с природными возгораниями.
    Газета Зейские вести сегодня
    Вода - бесценный дар - Газета Зейские вести сегодня Во Всемирный день водных ресурсов, 22 марта, все желающие могли прийти в гости к морскому царю и прекрасной золотой рыбке.
    Газета Зейские вести сегодня
    За куклами стоят артисты - Газета Зейские вести сегодня В течение четверти века детский кукольный кружок “Балаганчик” при ДК «Энергетик» неизменно приносит радость юным зрителям своими представлениями.
    Газета Зейские вести сегодня