Как власти пытаются решить проблему плохих дорог

Цена километра одной полосы автотрассы у нас и за границей Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
Какие в России есть дороги Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ
Единственная возможность заставить подрядчиков делать дороги хорошо и дешево - их личная заинтересованность.
Фото: www.amur.kp.ru
В ближайшие шесть лет на ремонт и строительство дорог будет потрачено 11 трлн. руб. - значительно больше, чем в предыдущие годы [инфографика] Олег АДАМОВИЧ @OAAdamovich

Деньги в ямы

30 марта правительство уже выделило 6,1 млрд. руб. на региональные дороги. Восстановят трассы вокруг 38 крупных городов. Проложат развязки, объезды. Надолго ли? Что-то подсказывает, что проблема с дорогами - не только в деньгах.

Однажды в нашем дачном кооперативе объявили собственную программу ликвидации бездорожья: грунтовку к участкам решили закатать в асфальт.

- Мы вложимся в инфра... инфро... инфруструхтуру, - вещал председатель товарищества со стремянки на традиционном майском собрании. - Зато заживем!

Ради светлой мечты членские взносы на один год увеличились вдвое.

Асфальт у нас начали класть так же, как провинциальные коммунальщики перед приездом начальства из Москвы. Вывалили на землю и прошлись ручными катками. Без предварительного выравнивания поверхности, без подложки.

- Ты на что наши деньги спустил, гнида?! - орали соседи по даче, когда уже осенью новый асфальт стал похож на марсианский пейзаж.

- Я ни при чем, - оправдывался председатель. - Это таксисты. Они много ездили и разбили дорогу!

В масштабах страны все похоже. Бюджет выделяет деньги, дороги как-то ремонтируют, через пару лет они снова приходят в негодность. Правительство, как и мой дачный председатель, прикрывается врагами - только не таксистами, а водителями фур. Деньги растворяются в новых дорожных ямах. И никто не виноват.

Цена километра одной полосы автотрассы у нас и за границейФото: Дмитрий ПОЛУХИН

Тырят, но не на материалах

В 2010 году на трассе Чита - Хабаровск положили идеальный асфальт. Но через год от твердого покрытия остались одни воспоминания. Судя по рассказам местных, рабочие делали дорогу так же, как у меня на даче.

- Наши технологии строительства сильно отличаются от иностранных? - вопрос Московскому автодорожному институту.

- Принципиально у нас все то же самое. Техника у рабочих иностранная. Подложка у дороги такая же, как в Китае или Америке, состоит из песка, гравия, - отвечает доцент кафедры строительства и эксплуатации дорог МАДИ Сергей Дмитриев.

Так почему дороги плохие? Во-первых, погода. От -30 зимой до +30 летом. Постоянные переходы через ноль: оттепель - вода в трещинках то тает, то замерзает, лед разбивает покрытие. Во-вторых, хроническое недофинансирование. В 2017 году на содержание региональных дорог потратили только 32% от норматива. А на их же капитальный ремонт - чуть больше 2% . И, понятно, воруют.

Эксперты, правда, утверждают, что своровать нынче отнюдь не просто.

- Ходит байка, что МКАД сделали на 10 см уже, чем надо было. А Юрий Лужков на этой экономии озолотился, - говорит Сергей Дмитриев. - Наш институт проверял эту историю. Где-то Кольцевая дорога чуть шире (на пару сантиметров), чем надо, где-то чуть уже. Но в среднем ширина трассы такая, какой должна быть.

Недокладывать строительные материалы сегодня не рискуют - на этом легко попасться. За строительством наблюдает куча ведомств, начиная со Счетной палаты и заканчивая Общероссийским народным фронтом. Только Федеральное дорожное агентство в 2017 году выполнило 400 проверок.

- Подряд на строительство трассы выигрывает компания, которая предложит наименьшую цену, - говорит Игорь Старыгин, гендиректор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР). - Перед торгами проекты проходят ценовой аудит и госэкспертизу, поэтому стартовая цена и так близка к себестоимости работ. На аукционе можно скинуть еще за счет прибыли - норма 8%. Но обычно стоимость контракта снижают на 30 - 40%! Такую скидку возможно предложить только в ущерб качеству.

А ведь надо еще и откат дать.

Жестко экономят на проектировании, нанимают низкоквалифицированных рабочих. Торопятся: не выдерживают температурный режим, не дают высохнуть и окрепнуть.

Какие в России есть дорогиФото: Дмитрий ПОЛУХИН

Ипотекой по бездорожью

Единственная возможность заставить подрядчиков делать хорошо и дешево - их личная заинтересованность. Судя по информации из Минтранса, власти склоняются сделать ставку на платные дороги и инфраструктурную ипотеку, где главный принцип: кто строит, тот и эксплуатирует.

Как с платными дорогами, когда инвестор строит за свои деньги, а потом собирает плату за проезд. И дальше содержание трассы на том же инвесторе - выгодно сразу делать так, чтобы потом меньше вкладываться.

С инфраструктурной ипотекой все хитрее. Ипотечником здесь выступает само государство - берет в долг у частных кредиторов. Организатор строительства - федеральная или региональная власть - выпускает облигации под 7 - 8% годовых на будущую дорогу. Выплаты по ценным бумага рассчитаны, допустим, на 10 лет.

Властям проще собрать деньги и возвращать их с процентами 10 лет, чем выложить всю сумму за три года (обычный срок прокладки дороги). Здесь то же - кто строит, тот и поддерживает трассу все 10 лет. Коммерсанту невыгодно халтурить.

Но есть и третий вариант, реализованный в соседней Белоруссии. Президент Лукашенко, считая дороги стратегическим ресурсом страны, жестко пресек воровство в этой отрасли. В Белоруссии даже в селах вполне приличный асфальт. И без всякой ипотеки.

ОФИЦИАЛЬНО

А есть ли экономический эффект от ровного асфальта?

- Улучшение дорог сделает Россию более привлекательной для международного автомобильного грузового транзита, - рассказали в Минтрансе.

Траты на новый асфальт не сделают нас транспортным коридором из Азии в Европу. Главные транзитные потоки идут по морю или железной дороге. Но инвестиции в инфраструктуру подстегнут внутреннюю экономику.

Люди получат деньги, которые станут тратить. Комбинаты дорожных материалов заработают на выполнении заказов. Местным производителям проще станет вывезти свой товар. Ну и смертность на ровных дорогах ниже, чем на разбитых. В перспективе все это даст больше денег, чем будет потрачено из бюджета.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

КСТАТИ

Массовый ремонт трасс создаст новые рабочие места

По данным Минтранса, сейчас в дорожной отрасли - строительство, обслуживание, производство материалов - занято 400 - 450 тыс. человек. Чтобы выполнить задачи, на которые дают 11 трлн. руб., количество работников надо увеличить на 15 - 20%: 70 - 80 тыс. новых мест появится в дорожной сфере.

Еще правительству надо чем-то занять уже существующие мощности.

- В предстоящий шестилетний период завершатся строительство и реконструкция скоростной автодороги Москва - Петербург, ЦКАД, автомагистралей на Крымском полуострове, - заявили в Минтрансе.

На транспортных мегапроектах трудятся тысячи опытных людей с техникой, штатом проектировщиков и дорожных инженеров. Если им не поставить новые задачи, то дорожники просто останутся без работы.

 
По теме
Минстрой утвердил среднюю стоимость квадратного метра для регионов. Показатели средней стоимости одного квадратного метра жилья в разных регионах России на апрель-июнь утвердил Минстрой.
День рождения "Точки кипения - Благовещенск" - Амурская ГМА В рамках программы прошла панельная дискуссия «От точки кипения до Центра поддержки инноваций» с участием руководителя представительства АНО «Агентство стратегических инициатив» в ДФО Ольги Куриловой ,
Амурская ГМА
В Амурской области двое мужчин предстанут перед судом за убийство, совершенное в 2009 году - Следственный комитет Вторым отделом по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области завершено расследование уголовного дела по обвинению двух граждан в совершении преступления,
Следственный комитет
Почти в девять раз снизилась заболеваемость коронавирусом в региона по сравнению с 2022 годом - gtrkamur.ru - ГТРК Амур Заболеваемость коронавирусом в области снижается. Об этом сообщила губернатору руководитель амурского управления Роспотребнадзора, отметив, что санитарно-эпидемиологическая обстановка в регионе стабильная.
ГТРК Амур
Фестиваль французской песни в БГПУ - БГПУ Фестиваль французской песни в БГПУ Фестиваль французской песни БГПУ, организуемый кафедрой романо-германских и восточных языков  в честь Международного Дня франкофонии, стал доброй традицией,
БГПУ