С целью решения проблем актуализации культурно-исторического наследия российского казачества и трансформации его ценностей на современные поколения казачьей молодёжи Минобрнауки области осуществляет деятельность по трем приоритетным направлениям.
1. Реализация этнокультурного казачьего компонента в общем и профессиональном образовании охватывает изучение детьми и молодёжью многовекового исторически сложившегося опыта служения Отечеству, формировании представлений о казачестве как мобилизационном ресурсе России, который сыграл положительную роль в становлении государственности, поддержании безопасности государства от нападения извне и его внутренней стабильности.
Для этого на территории области определено 6 образовательных организаций (МОБУ Черняевская СОШ Магдагачинского района, МБОУ СОШ с.Албазино Сковородинского района, МАОУ «Лицей № 6 г.Благовещенска», МАОУ «Школа № 22 г.Благовещенска», МОБУ СОШ № 7 пгт.Прогресс, ГПОАУ АО «Амурский казачий колледж»), на базе которых созданы экспериментальные, апробационные, пилотные площадки, реализующие в 2016/17 учебном году в рамках образовательной программы казачий образовательный компонент (приказ Минобранауки области от 02.09.2016 № 1186).
Кроме того, с целью развития опыта воспитания подрастающих поколений казачества в условиях становления инновационного общества в 16 образовательных организациях области этнокультурный казачий компонент введен в рамках дополнительного образования.
В области ведется целенаправленная работа по расширению социального партнёрства образовательных организаций с научно-педагогическими структурами, учреждениями культуры, спорта, молодёжной политики, общественными организациями для разработки проектов, программ и моделей формирования российской гражданской и казачьей этнокультурной идентичности у обучающихся.
2. Поддержка инновационной деятельности государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский казачий колледж» и его развитие как ресурсного центра реализации этнокультурного казачьего компонента общего образования через расширение пространства сотрудничества и социального партнёрства Амурского казачьего колледжа с учреждениями и организациями, реализующими этнокультурный казачий компонент в области и на уровне ДФО, а также предоставление дополнительных возможностей для позиционирования инновационной деятельности Амурского казачьего колледжа на межрегиональном и всероссийском уровнях.
В колледже казачий компонент реализуется через изучение предметов казачьего и военного направления – это строевая и огневая подготовка, изучение воинских уставов, основ рукопашного боя и самообороны и другие прикладные виды спорта. Кроме этого, за счет вариативной части введены дополнительные учебные дисциплины по истории казачества, основам православной культуры.
Все студенты колледжа обеспечены камуфлированной и парадной казачьей формой, имеется свое окропленное церковью казачье знамя, учебные автоматы АК, холодное оружие (сабли, шашки).
Студенты достигли значительных успехов в военно-прикладных видах спорта, являются серебряными призерами среди военно-патриотических клубов области по парашютному многоборью и в военно-спортивной эстафете «Зарница». В 2015 году студенты колледжа приняли участие во втором Всероссийском слете казачьей молодежи «Готов к труду и обороне», который проходил в станице Вешенской Ростовской области. Все участники выполнили нормативы комплекса ГТО на «золотой» значок, в общекомандном зачете заняли почетное четвертое место и второе место в представлении визитной карточки войска.
В 2016 году стали лауреатами Всероссийского конкурса на звание «Лучшая казачья образовательная организация», который проходил в городе Москве на Поклонной горе.
Обучающиеся колледжа работают в молодежном парламенте и Совете молодежи, являются внештатными корреспондентами газеты Амурского казачьего войска «Казачий дозор», участвуют в краеведческой и поисковой работе по восстановлению биографий погибших казаков, устанавливают места их захоронений.
Администрация колледжа взаимодействует с пограничными заставами, представителями казачьих обществ, духовенством, с которыми разработан план совместных действий по гражданско-патриотическому воспитанию.
В 2016 году прошел первый выпуск студентов Амурского казачьего колледжа, где наряду с дипломами об окончании учебы выпускникам были вручены свидетельства о дополнительном казачьем образовании и путевки на службу в органы МВД и пограничные войска.
3. Разработка и внедрение в образовательную деятельность современных моделей успешной социализации детей и молодёжи в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования .
Для этих целей Минобрнауки области создан Координационный Совет по введению казачьего образовательного компонента в рамках образовательной программы в образовательных организациях области, внедрению моделей успешной социализации детей и молодёжи, первое заседание которого состоится в сентябре текущего года.
Для повышения качества образования, изучения духовного опыта казачества, формирования уважения к отечественной культуре, ее истории, традициям, роста достижений обучающихся и педагогов в области краеведения, эффективности использования методов обучения и воспитания в образовательных организациях области Минобрнауки области разработана «дорожная карта» реализации казачьего образовательного компонента в рамках образовательной программы в 2016/17 учебном году.
Решение задач в указанных направлениях послужит делу превращения Амурской области в лидера дальневосточной системы реализации этнокультурного казачьего компонента в образовании и основу устойчивого развития инновационной системы воспроизводства наследников духовных традиций казачества на территории региона.