Углубление разногласий среди амурских мотогонщиков

IMG_1990
Фото: amursport.ru

… 30 июня исполнится пять лет со дня гибели в результате несчастного случая на соревнованиях в Константиновке амурского мотогонщика Николая Коробко. Все годы после этого случая в Ивановке, за которую выступал спортсмен, проводили соревнования его памяти. Несколько дней назад  Анатолий Коробко, отец Николая, обратился к руководителю константиновского клуба мотоспортсменов Сергею Сычеву с просьбой провести соревнования в Константиновке под флагом ДОСААФ и федерации, которую возглавляет Виктор Черемисин.

… Зал Благовещенской техшколы ДОСААФ был не просто переполнен, части собравшихся пришлось даже стоять все три часа, пока шел разговор (собрание мотогонщиков Амурской области прошло 25 марта – прим. ред). Разговор назрел и состояться должен был гораздо раньше. Без экскурса в прошлое не обойтись. У амурского мотоспорта замечательнейшая история-именно так, в превосходной степени. В большинстве регионов чуть на руках не носят человека, занявшего призовое место на чемпионате России. Амурские болельщики признавали только первое и никакое другое. До сих пор на слуху имена Валерия Поддубного, Павла Ивченко, Игоря Лядова. Они из той эпохи, когда шло становление амурского мотоспорта. А герои семидесятых-восьмидесятых живут рядом с нами, ходят по одним улицам. Анатолий Акименко стал чемпионом СССР еще в 1968 году. Потом он только складывал в домашний шкаф награды-за первые места в ледовом спидвее, в шоссейно-кольцевых гонках, ипподромных стартах. И словно открыл калитку для амурских гонщиков. Чемпионами Советского Союза и РСФСР были Сергей Бондаренко, Валерий Кузьмин, Анатолий Исаев, Андрей Васин. Серию, которую выдал любимец публики Николай Суходоев, теперь уже никому не повторить-три года подряд он становился чемпионом СССР в ледовом спидвее на мотоциклах класса 350 кубиков. А на излете карьеры стал еще и чемпионом России. Награды за призовые места в соревнованиях самого высокого ранга есть в домашних коллекциях Сергея Чайки, Александра Коваленко, Александра Войтенко.

Все закончилось на Сергее Логачеве – он стал чемпионом страны в 1990 году среди юниоров. Потом закончилась страна. Потом на много лет об амурском мотоспорте забыли. Попытки что-то сделать еще были. Помнится турнир по ледовому спидвею на стадионе «Спартак» в девяностых годах. И только лишь. Когда страна начала чуть легче дышать, пришло время вспомнить о том, чем была знаменита Амурская область. Кумиры к тому времени повзрослели, за пятьдесят перевалило всем – и Акименко, и Суходоеву, Исаеву, Войтенко. Но выросли дети чемпионов. Дети, говорят, должны превосходить отцов. И некоторым это удалось, но с помощью именно отцов. О том, как прошел зимний сезон 2007-2008 годов, в свое время рассказали в прессе. Тогда в конце ноября 2007 года Сергей Чайка и его сын Павел, Анатолий Акименко и сын его Роман на личных автомобилях на три с лишним месяца отправились в дальний путь, останавливаясь на соревнования в разных городах. Только на бензин потратили тысяч по сто рублей. В целом ушло у каждой семьи миллиона по полтора. Анатолий Акименко рассказывал, что приехали домой, а денег нет даже мобильник оплатить.

— Не вижу смысла продолжать занятия спидвеем при таком финансировании, — с горечью сказал тогда Сергей Чайка. — На соревнования ездим на свои кровные, технику приобретаем тоже на них. Сейчас будем рассчитываться с долгами. Надоело работать на одном энтузиазме. По технической оснащенности сын уступал всем участникам чемпионата мира. Ну как он может тягаться с Николаем Красниковым из Уфы, которому на одну только техническую подготовку выделяется в год пять-шесть миллионов рублей? Плюс солидная зарплата. Не намного хуже созданы условия для развития ледового спидвея в Тольятти, Саранске, Каменске-Уральском.  Мы с сыном, наверное, единственные в России, кто занимается этим видом спорта на общественных началах.

Роману и Анатолию Акименко в этом плане повезло, сделал дальше уточнение корреспондент: им уже несколько лет оказывает финансовую поддержку бывший вице-мэр Благовещенска, фанат авто- и мотоспорта Виктор Черемисин.

Мотоспорт – дорогое удовольствие. Специалисты с ностальгией вспоминают советское прошлое, когда обком ДОСААФ получал мотоциклы по целевой поставке из Москвы вагонами.  Со слов Сергея Чайки, чтобы попадать на чемпионат мира и выглядеть там достойно, надо потратить на приобретение и содержание техники от 30 до 40 тысяч долларов. Двигатель «Ява» стоит две с половиной тысячи, хороший австрийский — до десяти. За сезон «сердце» мотоцикла приходится менять три-четыре раза. За современный карбюратор надо выложить 1000 евро. Столько же уходит на одно колесо, шипы на котором служат максимум семь гонок. Напомню, это было сказано девять лет назад. Читатель может представить, насколько сложно было нашим спортсменам пробиваться в элиту российского мотоспорта. 32 тысячи километров проехал в тот сезон Анатолий Акименко с сыном, который участвовал в семнадцати гонках. Оставаться дома означало поставить мотоцикл в гараж и забыть о мечте. А мечтали отцы и их талантливые дети пробиться на самый верх. И это более чем похвально. Иначе стоило ли начинать еще в трех-четырехлетнем возрасте взбираться на папкин мотоцикл! Эта мечта дала возможность тысячам болельщиков насладиться ездой отчаянных парней. Мы забываем о социальной значимости спорта, но она от этого не исчезает. На этап чемпионата мира в 2014 году в Благовещенск приезжали болельщики из Приморья, Хабаровска, Биробиджана. Уж не говорю об Амурской области.

Вот в таких условиях финансирования родителями и неравнодушными лицами спортсменов жил мотоспорт высших достижений. Вместе с тем шли соревнования областного уровня — тут тоже все за счет опять же неравнодушных людей. Худо-бедно работала областная федерация мотоспорта.

— До 2010 года у амурских мотоспортсменов была одна федерация, которая нас объединяла и любой из нас имел возможность активно в ней участвовать, избирать и быть избранным, — рассказывает Сергей Сычев, руководитель константиновского мотоклуба. — Председатель федерации избирался на общем собрании членов федерации и общее собрание являлось высшим органом нашего сообщества, а чтобы часто не собирать собрания, мы избирали совет федерации ( 7-9 человек ), который вместе с председателем решал текущие вопросы. Не менее одного раза в год собиралось общее собрание (как правило по окончании летнего сезона) и заслушивался отчет председателя и членов совета (обычно это были авторитетные представители городов и сёл, где развит мотоспорт ). Виктор Черемисин некоторое время был председателем федерации, но когда перешёл во властные структуры (был вице- мэром Благовещенска), сложил полномочия. Последним председателем, который избирался общим собранием, был Анатолий Коробко. В 2010 году вместе с новым губернатором пришли спортивные чиновники в лице министра спорта О.Гуменюка и директора Амурского центра развития спорта С.Цыбулина, которые фактически отстранили нас всех от участия в работе федерации. Они создали свою организацию, нашу федерацию попросту не аккредитовали и она перестала существовать .  Да, мы пытались найти справедливость , писали коллективные письма в разные инстанции, вплоть до губернатора, но он отписывал их в минспорта и круг замыкался. Обращались в МФР, но – тишина.

Хлеба и зрелищ! Таким путем новые руководители спорта хотели решить извечную проблему – сделать народ в лице болельщиков лояльным власти. Этот ход известен тысячи лет. Вот и делали «красиво»: проводили турниры на Кубок губернатора, приглашали иностранных гонщиков, даже заполучили этап чемпионата мира.  Именитых участников доставляли в Благовещенск самолетом. Это срабатывает, но не всегда в полную меру. Болельщику мало услышать известные имена, ему еще и хочется посмотреть на своих земляков и пожелать им побед. Вспомните чемпионаты области восьмидесятых годов и сравните с турнирами, освященными именами губернатора-когда болельщиков было больше? Даже этап чемпионата мира не собрал и половины стадиона. Потому что болельщик идет на «имя». Молодцы наши парни – Павел Чайка, Роман Акименко, они-безусловные таланты. Но им не повезло жить в эпоху безденежья. Вот и радовали болельщиков в других городах, где им что-то платили и где они выступали. По пути семей Чайка и Акименко прошел-проехал со своим сыном Сергей Логачев. Не от хорошей жизни Логачев-младший выступал за клубы, находящиеся в других регионах. То есть если раньше загоралась звездочка, то она росла на глазах земляков. И они готовы были на руках носить лихого Николая Суходоева, бесшабашного Сергея Борисенко, прорывать все кордоны милиции при проведении награждения. А сейчас?..

Уехал в другой регион губернатор, сменилось спортивное руководство, а проблемы остались. Даже ледового спидвея в Благовещенске не было уже два года. О спидвее все говорят именно потому, что мотокросс в стране не развит так, как в других странах. Считается, что наш конек – именно ледовые гонки. Если оглянуться на нашу историю, то все именно так. В начале шестидесятых амурчане неоднократно отличались в ипподромных мотогонках. Потом прорезался Андрей Васин своим успехом на чемпионате СССР по шоссейно-кольцевым гонкам в Каунасе, где он был первым на этапе. А в приоритете все же – лед. И потому, что базу легче создать, и опыт подготовки есть, и вроде как «так принято».

Так для чего ж собиралась общественность в минувшую субботу? Явно обсудить положение в нашем мотоспорте, попытаться определить болевые точки и хотя бы поискать пути улучшения. Болевых точек найдется немало, ведь сама гонка – венец всего дела. А как судейство ведется, кто судей учит и как их посылать на семинары. Как поставлена работа с детьми в клубах, какую классификацию имеют тренеры и имеют ли? Как проводить значимые турниры и за чей счет? Вот лишь то, что на поверхности лежит. За три часа о проблемах прозвучала пара фраз: «на какие деньги проводить будете?», «завал с судейством». А о чем же говорили все эти суровые мужчины, срываясь порой на ненормативную лексику?

Еще один экскурс в историю, теперь уже недавнюю. После отъезда в другие регионы приезжего спортивного руководства федерация мотоспорта оказалась без присмотра.

В ноябре 2015 года прошло общее собрание, где мотогонщики все наконец-то вступили в члены федерации, избрали совет и голосовали за председателя . Было выдвинуто четыре кандидатуры : И.Терехов ,В.Голованчук ,А.Пинегин и С.Сычев. Сычев и Голованчук отказались и народ заметным большинством выбрал председателем основателя ивановского мотоспорта И.Ф.Терехова. И тут же он отказался от этой должности, потому как часть членов собрания облила его грязью. С тем и разошлись. Поскольку у федерации накопились долги, решено было чуть позднее ее закрыть и зарегистрировать новую, поручив А.Пинегину юридическое оформление, которого также избрали председателем федерации. О чем горько пожалели, поскольку некие волюнтаристские решения нового председателя поставили под вопрос проведение двух первых этапов чемпионата области прошлого года. И прямо перед стартами в Белогорске его сместили с должности, упросив Виктора Черемисина возглавить организацию. Однако старый председатель отказался передавать новому документы и печать. Летом провели общее собрание, где подтвердили отставку старого председателя и полномочия нового. Вновь – скандал. И чтобы не ругаться дальше, решили зарегистрировать новую организацию, где уже никто не мешал избрать председателем Виктора Черемисина.

Черемисин – это как красная тряпка для быка. Он — медийный человек. Еще больше о нем говорят. Говорят самое разное. Да, таким он стал — энергичным, с активной жизненной позицией. Не всем по нраву, но он, как говорится, и не зовет замуж. Одного у него не отнять: любви к авто и мотоспорту. Не получилась работа у старого председателя федерации, не рассчитал человек свои силы и знания, но мотогонщики-то в том не виноваты. Чемпионат надо проводить. Он из своего кармана оплатил три этапа и строительство трассы на «Золотой миле». Кстати, это мне рассказывал не он сам. Наверное и это сыграло не в его пользу. Позже он представил в мотоциклетную федерацию России документы на вступление в ее члены. Туда же подали документы и члены новой федерации во главе с Олегом Дмитриевым. Федерация начала работу в конце года, так что хвалиться пока было нечем. В отличие, кстати, от организации, которую возглавил Виктор Черемисин. И вот парадокс! Федерацию О.Дмитриева признали членом МФР, федерацию  В.Черемисина – нет. Причин отказа до сих пор не озвучено, если не считать опубликованное в СМИ письмо руководителя МФР в адрес министра спорта Амурской области.

 

Александр Джеус выразил опасение, что создание нескольких дублирующих федераций в одном регионе может привести к сумбуру в их деятельности, породить нездоровую конкуренцию. Более того, говорилось в письме, такая ситуация часто приводит к накладкам в формировании спортивных календарей и срыву подготовки соревнований.

Представитель МФР прибыл в Благовещенск, чтобы на месте разобраться в ситуации, которая сложилась в мотоспорте области. Если и разобрался, то лишь только со слов председателя федерации О.Дмитриева. О котором, как ни странно, никто ничего не знает. Но говорят о своем к нему уважении за то, что он подготовил хорошего сына-спортсмена — мальчишке четырнадцать лет, но он подает большие надежды в мотоспорте. Собрание готовили представители обеих организаций – Юрий Назин и Виктор Черемисин. Намеревались действительно поговорить о развитии мотоспорта. Представитель МФР сразу заявил, что нужно следовать закону, никакого общего собрания быть не может. После этого О.Дмитриева упрашивали отчитаться о работе федерации. Он долго отказывался, потом согласился. Выяснилось, что отчитываться пока не о чем- зима, соревнований не проводили. План соревнований на сезон составили, с главами администраций встречались. Все.

Что узнали представители обеих организаций? Что у обеих федераций одинаковый статус – они общественные организации. Ни одна не аккредитована в Минспорте, а значит не имеет статуса региональной федерации мотоциклетного спорта. Об этом сказал министр спорта области Юрий Кретов.

— И чего тогда мы три часа тут делали? – раздалось в зале.

Собирались поговорить о проблемах мотоспорта и сказали пару фраз. Кому-то стало легче? Что касается Виктора Черемисина, то он и в этой эмоциональной атмосфере проявил мудрость, сказав, что члены его организации готовы вступить в организацию О.Дмитриева. Ответа не последовало.

… В Константиновке на месте гибели Николая Коробко стоит поклонный крест с фотографией спортсмена. Его отец просит именно Константиновку провести соревнования памяти сына. Константиновку, не Ивановку. Грустно. Думали об объединении, а получилось углубление разногласий.

Владимир Смирнов

 

 
По теме
В Амурской области двое мужчин предстанут перед судом за убийство, совершенное в 2009 году - Следственный комитет Вторым отделом по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области завершено расследование уголовного дела по обвинению двух граждан в совершении преступления,
Следственный комитет
Почти в девять раз снизилась заболеваемость коронавирусом в региона по сравнению с 2022 годом - gtrkamur.ru - ГТРК Амур Заболеваемость коронавирусом в области снижается. Об этом сообщила губернатору руководитель амурского управления Роспотребнадзора, отметив, что санитарно-эпидемиологическая обстановка в регионе стабильная.
ГТРК Амур
Фестиваль французской песни в БГПУ - БГПУ Фестиваль французской песни в БГПУ Фестиваль французской песни БГПУ, организуемый кафедрой романо-германских и восточных языков  в честь Международного Дня франкофонии, стал доброй традицией,
БГПУ