Новая дата в календаре профессиональных праздников служб МВД России утверждена приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 11 сентября 2017 года.
299 лет назад, 31 августа (11 сентября по новому стилю) 1719 года император Петр I подписал именной указ Сенату «О явке иноземцам, приезжающим в Санкт-Петербург для записи в канцелярию полицмейстерских дел», которым возложил на полицию обязанности по контролю и учету приезжающих иностранных граждан их документов.
Создание паспортно-визовой службы в советской России связано с Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 25 июня 1919 года, согласно которому все граждане РСФСР с 16 лет обязаны иметь трудовую книжку с указанием места работы и прописки.
В 1923 году Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР утверждено положение «Об адресных бюро и адресных столах в РСФСР при городских управлениях милиции» для ведения регистрации и учета населения, а также выдачи адресных справок. Позднее образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при объединенном государственном политическом управлении Союза ССР, а также установлена единая паспортная система и обязательной прописки. До 2004 года все правоприменительные функции и функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции были возложены на Паспортно-визовую службу Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В 2004 году создана Федеральная миграционная служба, окончательное реформирование которой произошло 1 января 2006 года с образованием территориальных органов ФМС России. Спустя 10 лет в целях совершенствования управления в сфере миграции Федеральная миграционная служба упразднена, а её функции и полномочия вновь переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Подразделения по вопросам миграции прошли непростой путь своего становления и развития. Их функции и полномочия претерпели значительные изменения, существенно расширились и на современном этапе включают в себя не только контроль за внешней миграцией, но и организацию паспортного и регистрационного учета населения, решение вопросов предоставления гражданства, организацию трудовой миграции, разрешительно-визовую работу, предоставление государственных услуг.
В настоящее время возглавляет Управление по вопросам миграции УМВД России по Амурской области полковник полиции Игорь Синякин.
Подразделениями по вопросам миграции области за 8 месяцев 2018 года предоставлено физическим и юридическим лицам более 282 тысяч государственных услуг.
На постоянной основе проводится информационная работа с гражданами в части популяризации возможности получения государственных услуг в сфере миграции посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). В результате в текущем году количество обращений в электронном виде возросло по сравнению с прошлым годом в 2 раза: за 8 месяцев 2018 года поступило 29760 электронных заявлений. Доля заявлений, поступивших через ЕПГУ, составляет 80,29%. Наибольшей популярностью такой способ обращения для получения государственной услуги пользуется у желающих выехать за границу – 17 239 заявлений поступило на оформление заграничного паспорта.
По результатам рассмотрения заявлений иностранных граждан и лиц без гражданства 539 человек стали новыми гражданами Российской Федерации. 294 гражданина получили статус участника Государственной программы по добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.