Министр образования Приамурья Ольга Варсанова: Образование никому не нужно, если оно некачественное

В 2015 году Ольга Варсанова была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. Фото: Виктория ТЕЛЕПНЕВА
Фото: www.amur.kp.ru
«Комсомолка» узнала, о чем мечтала новый глава одного из самых социально значимых министерств области, как она относится к ЕГЭ и что ждет амурские школы Виктория ТЕЛЕПНЕВА

Чуть больше месяца назад Ольгу Варсанову назначили на должность министра образования Приамурья. Бывший учитель начальных классов никогда не мечтала о таком карьерном взлете, но судьба распорядилась по-своему. О том, что сегодня происходит в амурском образовании, мы поговорили с новым министром.

О легком выборе

- Ольга Владимировна, почему вы выбрали работу с детьми именно начального звена?

- Это была моя детская мечта. Помню, маленькой девочкой я усаживала кукол за стол, раздавала им домашнее задание и рассказывала то, что сама узнавала на уроках. Поэтому вопрос о выборе профессии не стоял. Были лишь сомнения между учителем математики и начальных классов. Выбрала второе. Наверное, сыграли роль воспоминания из детства: то волшебство, когда ты не еще умеешь читать, а потом вдруг постигаешь это таинство, запало мне в душу. И мне очень хотелось открывать это таинство маленьким детям. В своем выборе не разочаровалась, несмотря на то, что порой были сложные моменты, тяжелая экономическая ситуация в стране. Сегодня я не закрыла для себя дверь в школу, и как бы ни сложилась моя дальнейшая судьба, я не исключаю того, что вернусь к работе с первоклашками.

- Образование и опыт работы в школе помогают в новой должности?

- Однозначно! Я разговариваю с коллегами на одном языке, на равных, понимаю программу, проблемы, родителей. Я знаю изнутри работу в этой сфере и знаю то, о чем спрашиваю или рекомендую.

- Что изменилось в вашей жизни, после того как вы стали министром?

- Многократно усилилось чувство ответственности за вверенный мне фронт работы, ведь я уже отвечаю не только за себя, но и за тысячи детей, родителей, за все амурские школы. Да, порой тяжело морально, но коллектив министерства и всей системы образования - это моя поддержка, она дорогого стоит.

О реформах и ЕГЭ

- В сфере образования регулярно происходят различные реформы. Как вы считаете, все ли они на пользу?

- Результаты любой реформы показывает время. Но уже сейчас можно выделить положительные моменты. Взять хотя бы единый госэкзамен. Я помню то время, когда школьники только начинали его сдавать, и знаю, как он проходит сейчас. Все изменения и совершенствования за эти годы однозначно идут на пользу. Кстати, я активный сторонник ЕГЭ, но категоричный противник мошенничества и неравных условий, которые могут возникнуть при его проведении. Я это говорю и как мама, и как человек, который долгое время организовывал и контролировал проведение госэкзаменов.

Я уверена, что нужно постоянно развиваться. Но делать это нужно взвешенно и обоснованно. Так же, как мы подходим к вопросу о переподчинении школ с муниципального уровня на региональный. Многие регионы страны стали участниками пилотного проекта, но Амурская область в этом году отказалась от нововведений. Мы считаем, что это решение должно быть взвешенным и обоснованным, ведь при нашем количестве школ переподчинение всех на областной уровень в силу транспортной удаленности школ друг от друга может не дать ожидаемого результата. Посмотрим, как этот вопрос проработают в других регионах, и, возможно, когда-нибудь тоже к этому придем.

- А нужно ли возвращать в школу что-то из хорошо забытого старого?

- Сегодня много говорят об этике и психологии семейной жизни, о личностных взаимоотношениях. Во многих школах подобные курсы держатся на инициативе отдельных педагогов. Возможно, подобная практика хороша, но к этому вопросу нужно подходить аккуратно. В наше время были комсомольские, пионерские организации, и в принципе система образования сейчас вновь к этому повернулась. Конечно, не в таком формате, как раньше, но тем не менее российское движение школьников набирает обороты и в становлении духовности играет не последнюю роль. Главное, чтобы это работало не формально, а было действительно результативно.

О насущном

- Какие приоритетные задачи вы для себя уже обозначили?

- Одна из главных задач, которая стоит перед министерством образования - как на территории всей России, так и в Амурской области, - создание единого образовательного пространства. Должен быть базовый объем знаний, который дети должны получать независимо от региона, в котором живут, и школы, где они обучаются. Ключевая задача региональной системы образования - обеспечение доступности и качества образования, потому что образование никому не нужно, если оно некачественное.

Если говорить о насущных проблемах, это создание безопасных условий для обучения. Физический износ зданий достаточно высок, многие амурские школы построены 40 - 50 лет назад! Поэтому строительство новых школ - еще одна задача.

Будем работать над дальнейшим развитием системы профессионального образования: в связи с масштабными инвестиционными проектами, которые реализуются в области, нужно привлекать на стройки выпускников наших средних профессиональных образовательных организаций.

Есть к чему стремиться в создании условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями. У нас прошла массовая волна внедрения инклюзивного образования, а значит, для особенных детей должны быть созданы специальные условия и обучены педагоги.

Что касается дошкольного образования, то здесь в приоритете стоит создание дополнительных мест в ясельных группах.

- А вообще у нас достаточно школ и детских садов? И хватит ли сегодняшним детсадовцам мест в школах лет через пять?

- Дошкольникам трех-семи лет обеспечена стопроцентная доступность мест в детских садах, для детей ясельного возраста потребность еще сохраняется. А раз есть потребность, то наша задача - обеспечить местами всех детей двух-трех лет.

Новые школы мы строим для того, чтобы перевести учеников на односменный режим обучения, создать новые места и разгрузить школы. Мы участвуем в федеральном проекте на строительство второго корпуса 22-й благовещенской школы на 528 мест, подали заявки на строительство еще двух школ - в Свободном и Экимчане. Создание мест в образовательных учреждениях - это задача всех органов власти. Поэтому мы уверены в том, что сегодняшние детсадовцы к моменту выпуска будут обеспечены местами в школах.

- Нехватка педагогов в общем и в дошкольном образовании сохраняется?

- В целом по области острой нехватки педагогов нет. Процент вакансий на 1 сентября составлял менее одного от потребности. На протяжении нескольких лет успешно реализуется проект педагогических отрядов, в этом году студенты помогли закрыть имеющиеся вакансии и дали директорам время на подбор постоянных кадров. В этом году в школу пришли работать 122 молодых специалиста из БГПУ и Амурского педагогического колледжа. На сегодняшний день в школах области все уроки ведутся, учебная программа выполняется в полном объеме.

В связи с улучшением демографической ситуации одно время была потребность в учителях начальных классов, сейчас то же самое происходит с педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений. Но мы надеемся, что повышение зарплат, которое произойдет с января 2018 года, смотивирует специалистов и поможет нам закрыть потребность.

О людях

- Часто к вам приходят амурчане на личный прием со своими проблемами. Как считаете, можно ли все вопросы решить на местах, без вашего вмешательства?

- Образование - одна из немногих сфер, где случайных людей просто быть не может. Те, кто приходит работать в школу, - это люди с большим сердцем. Поэтому часть проблем можно и нужно решать на местах. У нас везде работают замечательные люди, и если бы родители чаще обращались к руководству школы, можно было бы выстраивать еще более эффективную работу. Но, безусловно, не все можно решить на местном уровне. Проблемы и вопросы разные, иногда их нужно хотя бы просто озвучить, чтобы понимать, как в целом обстоит ситуация в области. Официально каждую среду месяца с 14.00 до 17.00 - часы личного приема, когда ко мне можно обратиться, рассказать о своей проблеме, и мы постараемся ее решить. Если специалисты министерства выезжают работать по территориям, то мы всегда стараемся оповестить родителей, чтобы приходили и задавали наболевшие вопросы. К тому же никто не отменял телефон и Инстаграм.

- Чем сегодня может гордиться амурское образование?

- В первую очередь - кадрами. У нас самые достойные педагоги, и подтверждают они это ежегодно. Качественные результаты образования - это еще один повод для гордости. С каждым годом среди выпускников наших школ растет число стобалльников и медалистов. Очень приятно, что Приамурье было награждено почетным знаком за достигнутые результаты в прозрачности, объективности при проведении единого госэкзамена. Третий год подряд наша область входит в так называемую зеленую зону.

В завершение беседы Ольга Владимировна подчеркнула, что как бы ни менялась наша система образования, она во все времена будет призвана учить и воспитывать детей. Качественное образование и воспитание достойного человека - вот главная задача любой школы.

ДОСЬЕ «КП»

Ольга Варсанова родилась в 1973 году в Благовещенске. Окончила Благовещенский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения». С 1994 по 2005 год работала учителем начальных классов в школах № 16, № 28, с 2007 года - в Амурском областном институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, с 2007 по 2010 год - в отделе образования администрации Благовещенского района, в 2010 - 2017 годах - в министерстве образования и науки Амурской области. С июня 2017 года - заместитель министра образования и науки Амурской области, с сентября 2017 года - министр образования и науки Амурской области.

В 2015 году награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Классный чин - действительный государственный советник Амурской области 2-го класса.

 
По теме
Создание условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обсудили сегодня на совещании в министерстве образования и науки Амурской области.
В министерстве образования и науки Амурской области прошло совещание с руководителями органов управления образования и представителями финансовых служб муниципальных районов и городских округов.
Амурская область, 24 октября, ИА «Порт Амур». Педагогическим работникам Амурской области до конца года поднимут заработную плату, сообщает министерство образования и науки региона.
В министерстве образования и науки Амурской области прошло совещание с руководителями органов управления образования и представителями финансовых служб муниципальных районов и городских округов.
В министерстве образования и науки Амурской области прошло совещание с руководителями органов управления образования и представителями финансовых служб муниципальных районов и городских округов.
Амурская область, 24 октября, ИА «Порт Амур». Педагогическим работникам Амурской области до конца года поднимут заработную плату, сообщает министерство образования и науки региона.
  DepositPhotos Как обучать детей и закрыть дефицит учителей? Детсад и школа должны стать органичным продолжением семейного образования, уверен учитель русского языка и литературы Михайловской средней школы им.
Знаем. Ценим. Гордимся - БГПУ Знаем. Ценим. Гордимся С 6 февраля по 12 марта на базе «Точки кипения» состоялся интеллектуальный чемпионат о единстве наследия России и реинтегрированных территорий,
БГПУ
Фото: скриншот видео Амурского центра ГЗ и ПБ - Амурское областное телевидение Фото: скриншот видео Амурского центра ГЗ и ПБ Вчера на этих территориях зафиксировали 17 пожаров С сегодняшнего дня на территориях Шимановского, Серышевского округов, Мазановского и Свободненского районов,
Амурское областное телевидение
В честь Всемирного дня борьбы против туберкулеза с 18 по 24 марта проводится неделя профилактики инфекционных заболеваний.
Газета Зейские вести сегодня