Новости города БезФормата.Ru
Благовещенск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Епископ Лукиан: «Рождество – это сокровенно…»

Епископ Лукиан: «Рождество – это сокровенно…» - Благовещенская епархия
Епископ Лукиан: «Рождество – это сокровенно…» - Благовещенская епархия
Фото: blaginform.ru

О светлом празднике, о воспоминаниях детства, о традициях и обычаях — в беседе  правящим архиереем Благовещенской епархии. (Интервью вышло в январе 2013 г.)

— Владыка, с какого возраста вы помните, как отмечали Рождество?

— Праздник Рождества Христова я помню с самого раннего детства. Нас к этому празднику приучали наши родители, которые его очень ярко и празднично отмечали. Конечно, молодые люди по тем временам праздновали Новый год, а люди в возрасте, такие, как мои родители, готовились к празднику Рождества Христова. Он был гораздо интереснее, нежели Новогодняя ночь.

Новогодняя ночь заключалась в чем? Праздничное застолье, оливье, выпивка и телевизор, «Голубой огонек». У нас, например, к этому спокойно относились, но к празднику Рождества Христова уже было отношение другое. Во-первых, это традиции, которые у нас очень четко соблюдались, и не просто соблюдались, потому что это традиции. Туда вносилось что-то новое, яркое. Молодые становились старше, старики — еще старее, и те, кто раньше предпочитал Новый год, склонялись к тому, что Рождество более празднично. А те, кто все время до глубокой старости праздновал Рождество, у них были воспоминания, на которых я и вырос. Мне рассказывали, как они ходили колядовать, как славили рожденного Христа, но самое интересное, как они ходили в гости друг к другу. Это та культура праздничного застолья, которая, к великому сожалению, не сохранилась в наши времена.

Рождество на Украине

— Хочу отметить, что это было в советское время. У нас, на Дальнем Востоке, не особенно было принято…

— Я не думаю, просто это не афишировалось. Но многие в семье отмечали… Люди держали это все на ментальном, даже интимном уровне, потому что это было сокровенно, это было воспоминание детства, это было воспоминание родителей, всего такого близкого и родного, это никогда не афишировалось и не должно было выставляться. У нас в Одесской области это очень сильно сохранялось, хотя были рядышком села, где вообще никак не праздновали. Особенность Одесской области в том, что там как бы встретились традиции молдавские, украинские и русские. Хотя русских очень мало, в основном, все копировали с Малороссии. Знаменитый наш Гоголь куда поехал писать и наблюдения свои записывать? На Украину.

Очень ярко праздновался праздник, но самое первое — это отношение к посту. Понятное дело, что, как и сейчас, так и в прошлое время, в советское время тем более, пост мало кто соблюдал. Но накануне Рождества — железно несколько дней все должны были поститься. И традиционно — это постные вареники, рыбка жареная, рыбка с подливой. Помню, делали пасту из помидоров и фасоль. Обязательно вареная фасоль с поджаренным луком. Вот это постоянные постные блюда, которые должны быть на столе. И обязательно красное вино. Пили из маленьких граненых стограммовых стаканчиков. Даже маленьким детям предлагали немножечко вина. Это была такая южная традиция, от которой никуда не уйти.

Обычаи

— Ну и у нас был такой прекрасный обычай — накануне Рождества поздно вечером носить так называемую вечерю к своим крестным, родственникам, а взрослые ходили к своим родителям, если они жили отдельно. Традиционно к Рождеству обязательно испекали много калачей. Калач символизировал собой ясли Христа. В  каждой семье, в каждом доме к празднику обязательно должен быть в зале, в гостиной, накрыт стол, покрыт белой скатертью и в центре положен пучок сена, и на это сено был положен калач — как бы невидимо присутствует богомладенец Христос. Зажигалась свеча, у кого-то, может, было и без свечи. Но обязательно были постные блюда, а к празднику Рождества — обязательно 12 блюд.

Колядки и вечеря

— Накануне дети ходили со звездой, славили Христа. В советское время это было немножко сложно, но все равно в селах умудрялись. Я помню, ходил с сыном директора школы, с сыном парторга. Мы дружили и ходили колядовать. Мы славили Христа, пели колядки и нам давали гостинцы, а взрослые — даже деньги. Боялись заходить к директору школы, к учителям нашим, а они после этого очень обижались: «Ну как же так? Вы заходили ко всем, а мы как дикари, вы к нам не зашли…» Традиция есть традиция. Все нормально к этому относились, и очень празднично все было.

И мы ходили к крестным и к родственникам с вечерей. Это обязательно должен был быть узелок, в нем калач, конфеты, апельсины, орехи. С этим узелком мы приходим в дом к крестным или родственникам, они должны обязательно принять эту вечерю. Мы говорили интересные слова: «Добрый вечер, святой вечер, папа и мама просили вас на вечерю, и я вас прошу». И они из нашего узелка забирали калач, наши гостинцы, меняли на свой и досыпали гостинцами своими. А мы их отсыпали в определенном месте.

Даже в свое время существовал «рэкет» такой: когда ходят-ходят по дворам, много этих гостинцев, и надо их прятать — то ли за забором, то ли на дерево тихонько подвешивали. Поздняя ночь, никто не видел. А некоторые из старших выслеживали и так отбирали у малых гостинцы. Выворачивали даже карманы, забирали деньги. Кому-то хотелось вкусно подурачиться.

Еще существовала такая традиция. В год, когда исполняется совершеннолетие крестнику, он должен своим крестным отцу и матери на Рождество принести какой-то особый подарок: как правило, крестному это должна быть рубашка, а крестной маме — дорогой, красивый, нарядный платок. Они принимали подарок и в этот узел в свою очередь клали хороший подарок своему крестнику — тоже что-то из вещей или конверт с приличной денежкой. Это по тем временам было принято. Позже узелки носили уже в сумках, так стыдно было носить, немодно.

Праздновали всей семьей

— Взрослые удивительно проводили время. Я помню, у нас была большая семья. У отца — много братьев и по отцовской линии было много родственников: братьев, сестер двоюродных, троюродных, ну и было много теть и дядь, которые традиционно собирались в вечер Рождества, в самый праздник, у своих родителей. Они поздравляли их, был праздничный стол обязательно, и что самое интересное, не было пьянок. Я помню это с детства. Мне очень нравилось, как мои родители и родственники пели, у нас все очень певучие.

В праздник они пели колядки, а так — обычные русские, украинские песни. Все с очень красивыми голосами. Я засыпал под утро под эти громкие песни. И я наблюдал, как они проводили праздники. Обязательно на столе стояло красное вино, это традиционно. Но были те, кто не пил вино, они пили водку или так называемую самогонку. В красивых граненых графинах с виноградной лозой были налиты эти напитки. Никогда не было пьяных. Были красивые разговоры, воспоминания, а самое главное — пение колядок. Потрясающие старинные распевы.

К великому сожалению, я сейчас приезжаю на родину, их никто не поет и слов никто не знает. Я еще что-то успел запомнить, и тоже жалею, что всегда считал, что это слишком просто. Мы становимся бедными в плане традиций, особенно на фоне того, что кто-то это слышал, знал. А теперь видишь, что ничего этого уже нет и праздники становятся какими-то неинтересными, скучными, сухими.

Еще петь выходили во двор, и чтобы обязательно слышали соседи, что в этом доме праздник, что тут отмечают Рождество. Всегда было весело и жутко, не побоюсь этого слова, добродушно. Это была потрясающая доброта.

— Вашим родителям не доставалось за такие праздники?

— Нет, не доставалось. Это традиции, а потом наши старики среди односельчан и в городе были очень уважаемые и заслуженные. К ним не могло быть никаких претензий. Папа фронтовик, имел очень много орденов и наград, мама — тоже фронтовичка. Позже, когда родителей не стало, я потянулся к вере, стал верующим,  у меня уже не было такой защиты, ко мне относились уже в полной мере суровости, по положению того времени. И некому было защищать.

Конечно, мне много делали препятствий. Но все равно эти традиции сохранились. Я считаю, что они очень интересные. Особенно, когда дети ходят со звездой. Когда они делают все это своими руками, море теплых отношений к этой звезде, создается такое впечатление, что она действительно самая волшебная. А еще когда благодаря ей получаешь всякие рождественские подарки, то эта звезда стоит того, чтобы с ней ходить и славить Христа песнями и колядками.

— В каком возрасте вы запомнили свое самое первое Рождество?

— Свое первое Рождество я до сих пор помню. Потрясающее Рождество! Мне было 7 лет. Помню, я зашел в зал, а мама приготовила настолько много вареной фасоли с заливным жареным луком, что было мало столов, подоконников, и ей пришлось разложить это на пол, на ковер, чтобы фасоль остывала. И я когда зашел — вот это ощущение праздника! Вот это будет праздник! Хотя, казалось бы, что там? Вареная фасоль — традиционная постная еда. Но меня это очень сильно впечатлило.

Рождественская трапеза

— Что традиционно было на рождественском столе 7 января, когда службу уже отслужили?

— А у нас не было служб, храмы все закрыты были. Мы, как могли, молились. Считали, что попели колядки — вот это и была молитва, это уже было присоединение к празднику. На сам праздник Рождества, особенно к вечеру, был праздничный стол, но постная еда с него не уходила. Почему? Потому что не все могли поститься весь пост. А именно постную пищу — разные варианты — готовили накануне тоже много. И так получалось, что она оставалась и на праздник. Многие, кто «устал» от еды скоромной и жирной за время Рождественского поста, в праздник предпочитали покушать постную фасоль. Воздерживались немножко, считая, что это и есть настоящая праздничная пища…

— Есть стереотип, что должен быть гусь с яблоками или утка.

— Это западное представление. Традиция западных христиан.

— Ну, или буженина, заливная рыба. Такое было на столе?

— Ну что вы! Конечно, было. Копченые колбасы, копченое мясо… Но у нас к этому спокойно относились, потому что этой пищи всегда было изобилие. А вот фасоль, я вам признаюсь, это была редкость. И я в детстве не то что любил, но считал, что это праздничная еда. И потом, я с детства любил постную пищу, не любил жирную.

— Что самое вкусное вы помните из того, что мама готовила на Рождество?

— Мама очень хорошо готовила фасоль. Можно сказать, даже в южногрузинских традициях. Фасоль была залита не только, как обычно, луком с растительным маслом. Мама посыпала еще толченым орехом, а если удавалось по тем временам на Привозе купить хороший гранат, то посыпала еще и зернами граната. Это красиво смотрелось, было празднично и интересно и по вкусовым качествам.

— А колядки у вас пекли или это северная традиция?

— Пекли вместе с калачами, только они назывались жаворонками…

Источник: газета «Телеобъектив 2х2», автор: Евгения Зотова

 

Последние новости Амурской области по теме:
Епископ Лукиан: «Рождество – это сокровенно…»

В канун Рождества ларбинcким ребятам рассказали о празднике - Газета БАМ
В канун Рождества ларбинcким ребятам рассказали о празднике - Благовещенск
Каждый ребёнок «оживлял» своего ангела затаив дыхание… В канун Рождества по нашей старой доброй традиции мы с ребятами собрались, чтобы поговорить об этом таинственном празднике.
22:31 07.01.2017 Газета БАМ
Епископ Лукиан: «Рождество – это сокровенно…» - Благовещенская епархия
Епископ Лукиан: «Рождество – это сокровенно…» - Благовещенск
О светлом празднике, о воспоминаниях детства, о традициях и обычаях — в беседе правящим архиереем Благовещенской епархии.
21:01 07.01.2017 Благовещенская епархия
В крестном ходе в честь Албазинской иконы приняли участие около тысячи человек - Амур.проДля православных амурчан сегодня памятная дата - День Албазинской иконы Божьей Матери, которая считается покровительницей всего Дальнего Востока.
23.03.2017 Амур.про
Подобные суеверия возникают или из-за незнания, или из-за неправильного трактования канонов церкви.
22.03.2017 Газета БАМ
Благовещенский священник нашел в песне участницы «Евровидения» отсылки к Новому завету - Asn24.RuПредседатель комиссии по вопросам семьи, защите материнства и детства Благовещенской епархии Святослав Шевченко в своем видеоблоге высказал мнение о певице и будущей участнице «Евровидения–2017» от России Юлии Самойловой.
22.03.2017 Asn24.Ru
Во время крестного хода в честь Албазинской иконы помолились об экономике Приамурья - Амурская правдаВ среду, 22 марта, в Благовещенске устроили крестный ход в честь Албазинской иконы.
22.03.2017 Амурская правда
В Благовещенске прошел крестный ход в честь Албазинской иконы - Asn24.RuВ Благовещенске состоялся крестный ход с Албазинской иконой божьей матери «Слово плоть бысть».
22.03.2017 Asn24.Ru
В крестном ходе в честь Албазинской иконы приняли участие около тысячи человек - ГТРК АмурДля православных амурчан сегодня памятная дата - День Албазинской иконы Божьей Матери, которая считается покровительницей всего Дальнего Востока.
22.03.2017 ГТРК Амур
В Благовещенске 22 марта прошел крестный ход в честь иконы Албазинской Божьей матери.
22.03.2017 Blagoveshensk.Ru
Крестный ход с главной святыней Приамурья прошел в Благовещенске - Teleport2001.RuСвященнейшую реликвию нашего Амурского края - Албазинскую икону Божией Матери - пронесли 22 марта по центральным улицам Благовещенска.
22.03.2017 Teleport2001.Ru
ТАРАСОВ Ю.А.: Артём на заре своей истории. Глава 12. Развитие инфраструктуры. Часть 3 - Свободная Интернет-ГазетаВ Кневичах до сих пор сохраняют легенду об основании своей школы в 1894 году, а на стендах школьного музея записаны даже некоторые подробности этого события.
22.03.2017 Свободная Интернет-Газета
Великий миссионер и экстремал: неизвестные страницы жизни святителя Иннокентия / Сегодня Аляска — самый православный штат Америки, а Дальний Восток принадлежит России. Во многом это заслуга молодого иркутского священника, который однажды не побоялся сделать судьбоносный шаг. Он сорвался с насиженного места и вопреки слезам жены и тещи отправился в дикую американскую глухомань. Большую часть своей жизни святитель Иннокентий провел в рискованных путешествиях. Его жизнь достойна пера Джека Лондона или сценария для кинематографичного вестерна.  - Амурская правдаСегодня Аляска — самый православный штат Америки, а Дальний Восток принадлежит России.
22.03.2017 Амурская правда
22 марта амурчане в третий раз отметят памятную дату - день Албазинской иконы Божией Матери как символа единения жителей Приамурья.
21.03.2017 2x2.su
Крестный ход состоится в центре Благовещенска 22 марта - Blagoveshensk.RuВ среду, 22 марта, в центре Благовещенска пройдет крестный ход в честь Албазинской иконы Божией Матери.
21.03.2017 Blagoveshensk.Ru
Как икона Божией Матери «Слово плоть бысть» стала Албазинской и чудотворной - Благовещенская епархияПервое имя самого почитаемого на Дальнем Востоке образа Божией Матери — цитата из Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.
23.03.2017 Благовещенская епархия
На Селемдже под лед ушли три грузовика: водители спаслись / В Мазановском районе на Селемдже под лед ушли три грузовика. ЧП случилось сегодня, 22 марта, поздно ночью. Люди спаслись. Теперь из реки пытаются вытащить тяжелые машины. - Амурская правдаВ Мазановском районе на Селемдже под лед ушли три грузовика. ЧП случилось сегодня, 22 марта, поздно ночью.
22.03.2017 Амурская правда
Амурские власти обсудили строительство школ и детских садов в Тындинском районе - Амурская правдаТындинскому району нужны новые школы и детские сады. Накануне этот вопрос подняли на совещании с директорами школ, которое прошло в рамках командировки в район губернатора Александра Козлов и членов регионального правительства.
22.03.2017 Амурская правда
Ход реализации работ по модернизации центральной котельной Тынды оценил Александр Козлов - Teleport2001.RuВ рамках работы «Открытого Правительства» губернатор Приамурья Александр Козлов посетил центральную котельную Тынды, сообщает пресс-служба Правительства Амурской области.
23.03.2017 Teleport2001.Ru
Один человек скончался, трое — пострадали Амурская область, 22 марта, ИА «Порт Амур».
22.03.2017 ИА Порт Амур