Лодочка, плыви: рецензия на новый фильм «В сердце моря» с Крисом Хемсвортом

Нет, это не экранизация знаменитого американского романа «Моби Дик». По настолько проторенной тропе не решился пойти даже оскароносец Рон Ховард. Книгу переносили на экран около 10 раз, начав еще в 20-х годах прошлого века, и сделать это как-то по-новому сегодня сложно — а постановщик, к тому же, славится тягой к пометкам «основано на реальных событиях». Впрочем, с реалистичностью получилось не очень — подвел чересчур глянцевый и пафосный сценарий, но в первой своей половине «В сердце моря» — это великолепная иллюстрация для тех, кто в дестве зачитывался книжками про паруса над волнами. Наблюдать за этим гораздо увлекательнее, чем вникать в оригинальные размышления создателей фильма о том, что человек — тот еще зверь.

Шестой для Ховарда фильм, в основу которого легли имевшие место в истории события, по силе воздействия проигрывает абсолютно всем в этом списке. В картинах «Игры разума», «Фрост против Никсона», даже «Аполлон 13» заглядывать в души персонажей было не менее интересно, чем оценивать происходящее вокруг них. Герои новой ленты режиссера, предстающие в двойном пересказе, совершенно не будоражат зрительское восприятие: половина из них так и остается безымянными обитателями трюма, другая — слишком очевидно нарисована. Старший помощник Чейз в исполнении Криса Хемсворта достоин памятника при жизни, и даже идиотские и неприглядные поступки не в силах стряхнуть с него позолоту идеальности. Капитан Поллард, роль которого досталась Бенджамину Уокеру, напротив, успевает выбесить аудиторию в первых же сценах так, что все последующее благородство никоим образом не влияет на отношение к нему. Единственным персонажем, который оставляет хоть какое-то пространство для размышлений, остается огромный кашалот, хотя Ховард постарался и его опорочить характерными для человека чертами.

Взяв за основу неудачное путешествие за китовым жиром на судне «Эссекс» (оно, собственно, и вдохновило писателя Германа Мелвилла на создание «Моби Дика»), от самого произведения авторы фильма в достаточной степени отстраниться не смогли. Чейз, хоть и на обеих собственных ногах, буйствует не хуже капитана Ахава в стремлении расправиться с китом, разбрасывающим вельботы по поверхности моря, как игрушечные лодочки. Сам Мелвилл (здесь его играет Бен Уишоу, и писатель получается с каким-то налетом маниакальности) зачем-то то и дело влезает в кадр, ведь рассказ в фильме ведется от лица одного из выживших матросов «Эссекса» — Брендан Глисон в старости и Том Холланд в юности. Литератор покупает у спивающегося моряка эту историю, и чем дальше ее слушает, тем больше осознает, что всю жизнь вел себя неправильно и пора начинать с понедельника. Сам рассказчик, что характерно, открыто признается в каннибализме после долгих десятилетий молчания и, вероятно, даже завязывает с алкоголем. Сплошной позитив.

Этого, конечно, не скажешь о происходящем на злополучном судне, которое Чейз, Поллард и разношерстная команда собирались набить двумя тысячами бочек с китовым жиром и триумфально вернуться в Нантакет — порт отплытия. Любопытно, но самое интересное в фильме показывают еще до явления кашалота-убийцы: будни китобоев сняты с чувством и динамикой, которым могли бы позавидовать многие ленты пиратско-приключенческого характера. Даже Хемсворт стряхивает с себя свое вечное оцепенение манекенщика, носится по мокрой палубе, разбрасывается всеми этими словечками вроде «брам-стеньги» и «фок-мачты» — не хватает только крепкого словца. Ховард не сбавляет оборотов, загоняет судно в шторм, заставляет самого юного члена команды лезть внутрь кита, рисует бескрайние просторы и глубины, а потом красочно и талантливо топит «Эссекс». Вместе с ним на дно отправляется и весь фильм. После крушения начинаются мытарства, уже мало связанные с китами и приключениями, зато, как оказалось, крепко прикрученные к бизнесу образца 1820-х годов. Предпринимательские нравы, заметим, и тогда были не на высоте.

Возникшие в сюжете пробоины Ховард затыкает всем подряд. Даже персонажу Киллиана Мерфи, наиболее интересному из всех, приходится хорошенько дать по голове. Тут вам и скелетики в пещере, да еще и в тех самых краях, где когда-то выживал прототип Робинзона Крузо моряк Александр Селькирк. Тут вам и старый добрый жребий на тему того, кому быть съеденным ради спасения товарищей по несчастью. И даже бутылка рома присутствует на всякий случай. Помогает не очень — из-за того, что с самого начала к персонажам были приклеены ярлыки, им не хочется сопереживать. Тем более что список тех, кто в итоге спасется, угадать совсем несложно. Время от времени из воды выныривает белый кит, как напоминание о том, что люди, вообще-то, убивают живых и прекрасных существ ради бесперебойной работы городских фонарей. Иначе, говорят эти самые люди, «мир погрузится во мрак». Дух романтизма, которым пропитан «Моби Дик», в фильме «В сердце моря» бесследно испаряется, а этих уголовников, гоняющихся за ни в чем не повинными китами с заостренными палками, ни капельки не хочется спасти. 

Не действует даже безотказный прием «ждет жена на берегу». Хотя ждет, причем годами, причем с ребенком. В наиболее философские моменты зрителю только и остается, что следить за достойной работой, которую проделал оператор Энтони Дод Мэнтл, известный по сотрудничеству с Ларсом фон Триером. Двухчасовое плавание не приносит никаких результатов и вполне ожидаемо заканчивается в точке отправления. Тут персонажи прекращают изображать изможденность, вновь круглеют щеками и продолжают жить. Все правильно. Только зрителя звали в совсем другое путешествие — картине можно простить моменты крайней нереалистичности и логические провалы, но приходится признать: после ее просмотра решительно ничего не остается, над чем можно было бы поразмыслить. И потому не очень понятно, зачем было пускаться в эти искания человеческого в зверском и наоборот и жертвовать зрелищностью и динамикой. Этих героических выживаний на самом деле в истории кинематографа гораздо больше, чем экранизаций «Моби Дика».

Ещё новости о событии:

Нет, это не экранизация знаменитого американского романа «Моби Дик». По настолько проторенной тропе не решился пойти даже оскароносец Рон Ховард.
21:29 04.12.2015 Amur-News.Ru - Благовещенск
Нет, это не экранизация знаменитого американского романа «Моби Дик». По настолько проторенной тропе не решился пойти даже оскароносец Рон Ховард.
19:31 04.12.2015 Амурская правда - Благовещенск
 
По теме
В Приамурье вскоре сядет на скамью подсудимых теперь уже бывшая и.о. заместителя главы администрации Благовещенского муниципального округа Ирина Волкова.
Надежда, которая лечит - Газета Зейские вести сегодня На протяжении полувека Надежда Карелина стоит на страже женского здоровья, став для многих в городе не просто врачом, а наставником, доверенным человеком и даже другом.
Газета Зейские вести сегодня
Правительство Российской Федерации утвердило программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ) на 2024 г. и плановый период 2025-2026 гг.
Газета Зейские вести сегодня
Стихия с нелегким характером - Газета Зейские вести сегодня В первый день апреля Амурская авиабаза отметит 60-летний юбилей – в 1964 году в Приамурье были созданы первые авиаотделения для борьбы с природными возгораниями.
Газета Зейские вести сегодня
Вода - бесценный дар - Газета Зейские вести сегодня Во Всемирный день водных ресурсов, 22 марта, все желающие могли прийти в гости к морскому царю и прекрасной золотой рыбке.
Газета Зейские вести сегодня
За куклами стоят артисты - Газета Зейские вести сегодня В течение четверти века детский кукольный кружок “Балаганчик” при ДК «Энергетик» неизменно приносит радость юным зрителям своими представлениями.
Газета Зейские вести сегодня