Языки страшнее пистолета: рецензия на новый фантастический фильм «Прибытие» с Эми Адамс

Языки страшнее пистолета: рецензия на новый фантастический фильм «Прибытие» с Эми Адамс / Позаимствовав для заголовка крылатую фразу из «Горя от ума», автор этих строк не просто отдал дань моде на Грибоедова, которую столь изящно возродила в России депутат Госдумы Наталья Поклонская.
Фото: www.ampravda.ru

Позаимствовав для заголовка крылатую фразу из «Горя от ума», автор этих строк не просто отдал дань моде на Грибоедова, которую столь изящно возродила в России депутат Госдумы Наталья Поклонская.

Новый фильм Дени Вильнева «Прибытие» хоть и кладет свой кирпичик в общее дело возрождения жанра sci-fi, но по сути своей является философской драмой, которую к тому же все время тянет к приставке мело-. Глобальные вопросы, которые канадский режиссер так и не решился поставить во главу сюжета, возвращают нас к мифу о вавилонском столпотворении. Язык в «Прибытии» становится точкой отсчета, и пока лучшие умы решают лингвистическую загадку, пытаясь наладить общение со странными, но вполне дружелюбными пришельцами, носители земных наречий оказываются не способны договориться сами с собой. 

Продюсерам нужна прибыль, поэтому трейлерами картины зрителя осознанно, хоть и несколько робко, водили за нос: зависшие над планетой массивные НЛО напоминали не то о «Дне независимости», не то о «Районе № 9», что-то взрывалось, из тумана появлялись щупальца, а героиня Эми Адамс встревоженно кричала, что «знает, зачем они здесь». В основу «Прибытия» легла повесть американского фантаста и философа Теда Чана «История твоей жизни», и путь ее на экран был нелегок и тернист: писатель создает совсем не ту литературу, в которую голливудские студии готовы вцепляться мертвой хваткой. Здесь о том, благодаря кому фильм Вильнева все же состоялся, можно почитать подробнее,  мы лишь скажем, что в данном случае под личиной научной фантастики прячется то самое «коммерческое, но независимое кино», которое канадец последовательно снимает в США. После «Врага», «Пленниц» и «Убийцы» от него ничего другого и не ждали, но новый фильм получился скорее похожим на те проекты постановщика, которые он снимал на родине. В нем гораздо меньше жестокости, а личная драма с лихвой перекрывает всякие апокалиптические мотивы.

«Прибытие» еще миллион раз обсудят, проводя аналогии с хитом 2014 года под названием «Интерстеллар». А ведь картина Кристофера Нолана обошлась на 120 миллионов долларов дороже. Вильнев отдает себе отчет, что за 45 миллионов в сегодняшних реалиях всерьез заниматься на экране открытием новых миров по меньшей мере недальновидно, но и не собирается отпускать героев за пределы родной атмосферы. Иная, незнакомая и пугающая реальность сама приходит к землянам, которым в связи со случившимся придется преодолеть не только вполне понятный страх перед девятиногими созданиями в духе фантазий Дж. Дж. Абрамса (спасибо, что не Ханса Рудольфа Гигера), упрямо пытающимися наладить контакт, но и вообще научиться без истерик относиться к тому, что мир сложнее наших о нем представлений. Вильнев не щадит человечество, доходящее в попытках вернуться в уютную раковину до крайних пределов тупости: на фоне инопланетных (или речь все же об измерениях?) технологий все эти танчики XXI века смотрятся очень потешно. Впрочем, двуногие издавна способны в ужасе что-нибудь подорвать, а потом безуспешно пытаться объяснить, зачем. «Прибытие» эти объяснения хладнокровно игнорирует, выставляя военную машину нелепым, неуклюжим, давно проржавевшим механизмом, опасным и для чужих, и для своих.   

Спасать человечество нужно от самого человечества, а вовсе не от злобных ксеноморфов, и в этом сражении как никогда важна индивидуальность. Вильнев без всяких сомнений ставит в центр повествования Эми Адамс — актрису, которая начинала с малозначимых ролей в сериалах вроде «Баффи — истребительница вампиров», а теперь чуть ли не ежегодно номинируется на «Оскар». На постере «Прибытия» зритель видит и другие известные имена — Джереми Реннер, Форест Уитакер, Майкл Стулбарг. Однако вся эта мужская рать выполняет функцию забавной подтанцовки. Неулыбчивая женщина-лингвист совершает великий подвиг, а притихшим самцам, как бы ни  кичились они погонами, жетонами агентов ЦРУ или достижениями в области всякой там физики, остается только смешить народ и создавать хаотичное движение вокруг центрального персонажа. Сама доктор Луиза Бэнкс хоть и не прочь устроить личную жизнь на фоне мирового катарсиса, все же больше тяготеет к общению со Страшилой и Дровосеком. Пришельцы-гектаподы чертят на стекле забавные кружочки, топают многочисленными конечностями и проявляют недюжинную выдержку, наблюдая проявления человеческой тупости в 12 точках «приземления», разбросанных по земному шару. 

Как и положено североамериканцу, Вильнев делает китайцев и россиян чуть более дергаными, агрессивными и замкнувшимися в себе, присовокупив к этой компашке еще и Судан. Но главная мысль остается на своем месте, и в этих рассуждениях создатели «Прибытия» почти доходят до утопических мечтаний о мировом правительстве, которому гораздо проще было бы решать вопросы внешних угроз, а также разбираться, а есть ли они, эти угрозы, на самом деле. У нас же китайцы играют с гектаподами в свой маджонг, русские что-то там ищут в Анадыре, а когда на доктора Бэнкс все-таки снисходит озарение, оказывается, что начались междоусобицы и никто трубку не берет. С обессмысливанием власти постановщик допускает отчетливый перебор, из-за чего несколько страдает теория о нелинейности времени, которая в какой-то момент становится в сюжете определяющей. Предчувствие межпланетной войны слишком долго тревожит зрительское сознание, так что когда ему в качестве развязки преподносят нечто научно-маловразумительное, шока не получается. К тому же и главная героиня то и дело пускается во все педагогические тяжкие, чтобы объяснить тупым силовикам, что через языковой барьер даже в масштабах одного человечества нельзя просто взять и перепрыгнуть с разбегу. Как тут снова не вспомнить «Интерстеллар», всю дорогу державший публику за школяров-прогульщиков?

Несмотря на скромные финансовые возможности, плохо поддающийся переводу на киноязык первоисточник и отсутствие всяческого опыта работы в жанре, Вильнев создает достаточно увлекательное кино, которое обязательно назовут «атмосферным». Казалось бы, его герои снова ходят туда-сюда под непременно пасмурным небом, и если раньше они хотя бы постреливали друг в дружку, то в «Прибытии» сплошное переодевание в защитный оранжевый костюм и обратно. Однако двухчасовую дорогу из точки А в ту же самую точку А постановщик преодолевает, умудряясь держать напряжение на необходимом уровне — не просто так, в конце концов, пребывали в восторге гости Венецианского кинофестиваля. «Золотой лев» в итоге достался картине филиппинского производства, о которой все успели мгновенно забыть, особенные успехи на ближайших «Золотом глобусе» и «Оскаре» «Прибытию» тоже не светят — там издавна скептически относятся к sci-fi как таковому. Зато канадец вновь продемонстрировал, что гениальные фильмы можно чередовать с неплохими, делая между теми и другими совсем небольшие временные интервалы. И еще — что есть пока в арсенале человека языки, на которых можно разговаривать со всеми и с каждым.

  • Андрей Митрофанов

  • Амурская правда
    от 11.11.2016

  • Ещё новости о событии:

    Позаимствовав для заголовка крылатую фразу из «Горя от ума», автор этих строк не просто отдал дань моде на Грибоедова, которую столь изящно возродила в России депутат Госдумы Наталья Поклонская.
    20:06 12.11.2016 Amur-News.Ru - Благовещенск
    Языки страшнее пистолета: рецензия на новый фантастический фильм «Прибытие» с Эми Адамс / Позаимствовав для заголовка крылатую фразу из «Горя от ума», автор этих строк не просто отдал дань моде на Грибоедова, которую столь изящно возродила в России депутат Госдумы Наталья Поклонская. - Амурская правда
    Позаимствовав для заголовка крылатую фразу из «Горя от ума», автор этих строк не просто отдал дань моде на Грибоедова, которую столь изящно возродила в России депутат Госдумы Наталья Поклонская.
    15:02 12.11.2016 Амурская правда - Благовещенск
     
    По теме
    В Амурской области двое мужчин предстанут перед судом за убийство, совершенное в 2009 году - Следственный комитет Вторым отделом по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области завершено расследование уголовного дела по обвинению двух граждан в совершении преступления,
    Следственный комитет
    Почти в девять раз снизилась заболеваемость коронавирусом в региона по сравнению с 2022 годом - gtrkamur.ru - ГТРК Амур Заболеваемость коронавирусом в области снижается. Об этом сообщила губернатору руководитель амурского управления Роспотребнадзора, отметив, что санитарно-эпидемиологическая обстановка в регионе стабильная.
    ГТРК Амур
    Фестиваль французской песни в БГПУ - БГПУ Фестиваль французской песни в БГПУ Фестиваль французской песни БГПУ, организуемый кафедрой романо-германских и восточных языков  в честь Международного Дня франкофонии, стал доброй традицией,
    БГПУ