Место подвигу: рецензия на новый фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк» с Томом Харди

Почти три года прошло с момента выхода на экраны научно-фантастической ленты «Интерстеллар» — столько времени потребовалось британскому режиссеру Кристоферу Нолану, чтобы как следует подготовиться к очередному путешествию. После ряда успешных погружений в глубины сознания, сны, масс-культуру и прочие черные дыры постановщик, наконец, обратился к учебнику истории.

В основу его нового фильма легла спасательная операция «Динамо» — реальный сюжет, парадоксально объединяющий в себе поражение с победой, а бегство с подвигом. Военное кино от Нолана оказалось ожидаемо впечатляющим в визуальном отношении и не только, но в нем трудно не заметить компромиссы, на которые лучше было бы не соглашаться.

Дюнкеркская эвакуация отнюдь не впервые находит отражение на экране — для британской истории этот эпизод Второй мировой имеет важнейшее значение. Десять лет назад, к примеру, операция «Динамо» стала частью сюжета картины Джо Райта «Искупление». Но раз уж Нолана все чаще называют «новым Спилбергом», то и сравнивать «Дюнкерк» будут по большей части с лентой «Спасти рядового Райана».

Параллелей можно провести множество — британец тоже ставит на чаши весов жизнь конкретного человека и жизни сотен и тысяч людей, тоже пытается жонглировать пацифизмом и военным пафосом в одном номере. Нельзя не обратить внимание и на изящную антонимичность двух фильмов: герои Спилберга в самой зубодробительной сцене всеми силами стараются попасть на французский пляж, а персонажи нолановского творения, наоборот, готовы отдать очень многое, чтобы такой же пляж покинуть.

И все же британец заведомо находится в условиях определенной несвободы: рейтинг PG-13 обязывает его показывать самую ужасающую бойню в истории через смягчающую призму. Конечно, в ход идут все дозволенные инструменты, и чувство отвращения к одному из самых древних любимых занятий человечества возникает постоянно: но ада, который можно было бы сравнить хотя бы с прошлогодним творением Мела Гибсона, зритель не увидит.

Но это касается лишь кровавого натурализма: в целом же происходящее на экране поражает именно своей реалистичностью. Нолан умудрился вписать в итоговую смету и натурные съемки, и настоящие эсминцы, и достойное мэтра стремление работать с пленкой тоже смог отстоять. «Либерализм» Warner Bros. Pictures уже достиг статуса легенды — боссов из соседних кинокомпаний на подобные фокусы раскрутить было бы слишком сложно.

При этом британец сохранил проверенную команду — монтажер, оператор, художник-постановщик, композитор, а также актеры Том Харди и Киллиан Мерфи уже были заняты в предыдущих проектах Нолана. В данном случае больше всего восторженных отзывов получат Хойте Ван Хойтема за потрясающую операторскую работу и Ханс Циммер за музыкальное сопровождение, идеально соответствующее сюжету.

Сценарий, что любопытно, Кристофер впервые со времен «Начала» писал самостоятельно — видимо, брат и постоянный соавтор Джонатан был слишком занят проектом «Мир Дикого Запада». История получилась предельно простой и ее уже называют слабым местом «Дюнкерка» — наряду с игрой нескольких актеров. Трюки с единством места, времени и действия, безусловно, работают — будь сценарий линейным, разочарований было бы еще больше. Пафос некоторых диалогов и вовсе способен вогнать зрителя в краску: в целом, правильно, что персонажи попались очень и очень неразговорчивые.

Профессионально скручивая три сюжетных линии в один бикфордов шнур, Нолан прекрасно понимает, что взрывать ему в итоге будет нечего: концовка фильма беспощадно предопределена. Беглецов назовут героями, в воздух полетят чепчики, а бесплатное пиво от благодарного населения польется рекой. Поэтому режиссер полностью выкладывается по пути к родному берегу: перед титрами говорить ничего уже не хочется, а точку в этом месте строго запрещает ставить историческая правда.

Многие из тех, кто выбрался из дюнкеркской ловушки, встретили участь на других полях сражений — да такую, что в фильме с пониженным рейтингом ее не покажут. Британец не желает и вступать в споры со знатоками и сторонниками разнообразных теорий: в его картине парадоксальным образом отсутствует враг как материальный объект. Пули, бомбы, истребители — есть, а от немецкой армии как таковой — лишь размытые призраки там, где без них обойтись не получается.

Важные исторические персоны тоже получают от ворот поворот: не видать зрителю Адольфа Гитлера, брызжущего слюной на генералов, не видать и Уинстона Черчилля, который в «Дюнкерке» только на слуху — и то умудряется предстать не в самом благовидном свете. Рассуждать о том, что спасение сотен тысяч окруженных военнослужащих вряд ли могло состояться вопреки планам нацистов, Нолан не хочет — и имеет на это полное право.

Британец, похоже, уже и сам себя признал живым классиком, поэтому не стесняется цитировать собственные фильмы — правда, делает это на очень приличном уровне. Том Харди, ранее представавший в образе бэтменовского врага Бэйна, снова проводит большую часть времени на экране в маске — правда, на этот раз у него и тела как такового нет. Действие, как и в «Начале», постоянно меняет уровни: Нолан в полной мере задействует сушу, воздух и воду, причем последнюю в нужный момент поджигает — а то куда же без четвертой стихии.

Разнообразить драматизм «Дюнкерка» гораздо сложнее, чем бросить спичку: но музыка Циммера здесь работает, как взбесившийся метроном, как барабаны в толкиеновской Мории — зритель постоянно ощущает острую нехватку времени. И все же персонажи последовательно остаются людьми, эти слабыми и хрупкими существами, стремящимися выжить даже в минуту самоотверженной отдачи долгу.

А потому армия здесь — лишь организованное гражданское население, не очень-то готовое к хладнокровному ожиданию собственной погибели, на помощь которому приходят отцы и матери, сестры и братья: все те, кого вообще-то полагалось защищать. Британский экспедиционный корпус на границе весны и лета 1940 года оставил во Франции сотни тысяч единиц военной техники. Нолан показывает только грузовики, из которых импровизировали причалы для маломерных судов — но солдат, бросающий винтовку, фигурирует в первой же сцене.

Сомнений в том, что «Дюнкерк» поборется за самые престижные награды в области кино, нет — и на этот раз это явно будут не только технические номинации. Британец, на пике своей культовости не раз признававшийся в том, что становится с возрастом все более сентиментальным, в очередной раз демонстрирует свое главное умение: быть убедительным, разговаривая с массами на разных языках.

Патриотизм в этом фильме, наверное, предполагалось преподать естественно, устами актеров — Кеннет Брана и Марк Райлэнс справляются с этой задачей очень по-разному. Но мастерство остается мастерством, и слово «великий» по отношению к этому проекту мы услышим неоднократно: уж очень «Дюнкерк» хорош как зрелище. Публика, вероятно, не очень-то массово придет в кинотеатры, чтобы повторить просмотр, но уровень ожидания следующего фильма от Кристофера Нолана снова будет очень высоким.

Зато было бы здорово, если бы эту ленту внимательно посмотрели те, кто снимает кино о войне в России — обойдемся без легендарных имен и фамилий. Может быть, кому-то из них станет понятно, что проигрывать нужно и для того, чтобы побеждать, а подвиги всегда знают свое место — в отличие от имен.

Андрей Мирофанов

Последние новости Амурской области по теме:
Место подвигу: рецензия на новый фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк» с Томом Харди

Место подвигу: рецензия на новый фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк» с Томом Харди - Благовещенск
Почти три года прошло с момента выхода на экраны научно-фантастической ленты «Интерстеллар» — столько времени потребовалось британскому режиссеру Кристоферу Нолану, чтобы как следует подготовиться к очередному путешествию.
23:13 20.07.2017 Монависта
- Благовещенск
Почти три года прошло с момента выхода на экраны научно-фантастической ленты «Интерстеллар» — столько времени потребовалось британскому режиссеру Кристоферу Нолану, чтобы как следует подготовиться к очередному путешествию.
16:15 20.07.2017 Амурская правда
 
По теме
«8 подруг Оушена», «Невероятные приключения Факира» и «Фобия» - ИА Порт Амур Кинообзор недели (трейлеры) На этой неделе в кинотеатрах Благовещенска в прокат выходит семь новинок: боевики «8 подруг Оушена» и «ХОТ-ДОГ», драма «Прощаться не будем», ужастик «Сага о чудовище.
20.06.2018
 
 
Скриншот видео  Режиссер и актер также признался в том, что он стал совладельцем амурского кинотеатра и там у него есть собственное кресло В кинокомплексе «Благовещенск» 22 июня откроется новый кинозал Dolby Atmos ( Прим.
20.06.2018
Режиссер и актер также признался в том, что он стал совладельцем амурского кинотеатра и там у него есть собственное кресло В кинокомплексе «Благовещенск» 22 июня откроется новый кинозал Dolby Atmos ( Прим.
20.06.2018
Съездившая в Корею экс-директор свободненского института получила штраф - Asn24.Ru Суд вынес приговор за мошенничество бывшему директору Амурского института железнодорожного транспорта — филиала «Дальневосточного государственного университета путей сообщения» в Свободном.
20.06.2018 Asn24.Ru
Положение о конкурсе видеороликов «Маленькие истории большого села» в рамках празднования  160-летнего юбилея села Константиновка - Администрация Константиновского района 1 Общие положения. Настоящее Положение регламентирует порядок организации и проведения конкурса видеороликов «Маленькие истории большого села» в рамках празднования 160-летнего юбилея села Константиновка.
20.06.2018 Администрация Константиновского района
25 - Министерство соцзащиты населения На днях для пожилых граждан участников клуба «ТОПАЗ» был организован выезд в с. Черняево на экскурсию в музей истории амурского казачества.
20.06.2018 Министерство соцзащиты населения
Святые мощи святителя Спиридона Тримифунтского прибудут в Благовещенск - Благовещенская епархия 22 июня в 7  часов, во время молебного пения у чудотворной иконы Божией Матери Албазинская «Слово плоть бысть»  состоится торжественная встреча ковчега с частицей святых мощей святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца.
20.06.2018 Благовещенская епархия
Кто-то до сих пор на гребне популярности, а кто-то забыт и никому не нужен Юлия МАЗУР Когда-то мы смотрели их клипы по музыкальным каналам каждый день по тысяче раз.
20.06.2018 КП Благовещенск
Мы поговорили с руководителем Амурского камерного хора «Возрождение» о духовных песнопениях и Пасхальных концертах Юлия ГОМАН Недавно артисты Амурского камерного хора«Возрождение» сделали настоящий подарок жителям нес
15.06.2018 КП Благовещенск
Юрий Газинский, автор первого гола Чемпионата мира по футболу – 2018, одну из первых игр в своей жизни провел в Благовещенске - Teleport2001.Ru Автор первого гола чемпионата мира по футболу Юрий Газинский неоднократно приезжал в Благовещенск и даже провел в амурской столице одну из первых игр в своей жизни.
20.06.2018 Teleport2001.Ru
Наши футболисты одержали триумфальную победу, выиграв со счетом 3:1 Кирилл СЕРОВ Андрей ВДОВИН Еще пару недель назад эту команду считали никчемной бандой миллионеров, уставшей от футбола и от самих себя.
20.06.2018 КП Благовещенск
Президенты России и Португалии поговорили о плей-офф чемпионата мира Дмитрий СМИРНОВ dimsmirnov175 @dimsmirnov175 Если до начала встречи Владимира Путина с президентом Португалии Марселу Ребелу де Соузой журналисты шутили,
20.06.2018 КП Благовещенск
Наш колумнист Артем Гусятинский считает, что после победы нашей сборной в Питере в нее должны поверить даже скептики Артем ГУСЯТИНСКИЙ обозреватель отдела телевидения Никто не умеет настраиваться на поражение лучше ру
20.06.2018 КП Благовещенск
Медсестру, кравшую лекарства в амурском онкодиспансере, осудили - ИА Порт Амур Женщина отправится за решетку и возместит ущерб Сегодня Благовещенский городской суд вынес приговор 44-летней женщине, которая во время работы медицинской сестрой в онкодиспансере,  крала лекарства ,
20.06.2018 ИА Порт Амур