Место подвигу: рецензия на новый фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк» с Томом Харди

Фото: www.ampravda.ru

Почти три года прошло с момента выхода на экраны научно-фантастической ленты «Интерстеллар» — столько времени потребовалось британскому режиссеру Кристоферу Нолану, чтобы как следует подготовиться к очередному путешествию. После ряда успешных погружений в глубины сознания, сны, масс-культуру и прочие черные дыры постановщик, наконец, обратился к учебнику истории. 

В основу его нового фильма легла спасательная операция «Динамо» — реальный сюжет, парадоксально объединяющий в себе поражение с победой, а бегство с подвигом. Военное кино от Нолана оказалось ожидаемо впечатляющим в визуальном отношении и не только, но в нем трудно не заметить компромиссы, на которые лучше было бы не соглашаться. 

Дюнкеркская эвакуация отнюдь не впервые находит отражение на экране — для британской истории этот эпизод Второй мировой имеет важнейшее значение. Десять лет назад, к примеру, операция «Динамо» стала частью сюжета картины Джо Райта «Искупление». Но раз уж Нолана все чаще называют «новым Спилбергом», то и сравнивать «Дюнкерк» будут по большей части с лентой «Спасти рядового Райана».

Параллелей можно провести множество — британец тоже ставит на чаши весов жизнь конкретного человека и жизни сотен и тысяч людей, тоже пытается жонглировать пацифизмом и военным пафосом в одном номере. Нельзя не обратить внимание и на изящную антонимичность двух фильмов: герои Спилберга в самой зубодробительной сцене всеми силами стараются попасть на французский пляж, а персонажи нолановского творения, наоборот, готовы отдать очень многое, чтобы такой же пляж покинуть.

И все же британец заведомо находится в условиях определенной несвободы: рейтинг PG-13 обязывает его показывать самую ужасающую бойню в истории через смягчающую призму. Конечно, в ход идут все дозволенные инструменты, и чувство отвращения к одному из самых древних любимых занятий человечества возникает постоянно: но ада, который можно было бы сравнить хотя бы с прошлогодним творением Мела Гибсона, зритель не увидит. 

Но это касается лишь кровавого натурализма: в целом же происходящее на экране поражает именно своей реалистичностью. Нолан умудрился вписать в итоговую смету и натурные съемки, и настоящие эсминцы, и достойное мэтра стремление работать с пленкой тоже смог отстоять. «Либерализм» Warner Bros. Pictures уже достиг статуса легенды — боссов из соседних кинокомпаний на подобные фокусы раскрутить было бы слишком сложно.

При этом британец сохранил проверенную команду — монтажер, оператор, художник-постановщик, композитор, а также актеры Том Харди и Киллиан Мерфи уже были заняты в предыдущих проектах Нолана. В данном случае больше всего восторженных отзывов получат Хойте Ван Хойтема за потрясающую операторскую работу и Ханс Циммер за музыкальное сопровождение, идеально соответствующее сюжету.

Сценарий, что любопытно, Кристофер впервые со времен «Начала» писал самостоятельно — видимо, брат и постоянный соавтор Джонатан был слишком занят проектом «Мир Дикого Запада». История получилась предельно простой и ее уже называют слабым местом «Дюнкерка» — наряду с игрой нескольких актеров. Трюки с единством места, времени и действия, безусловно, работают — будь сценарий линейным, разочарований было бы еще больше. Пафос некоторых диалогов и вовсе способен вогнать зрителя в краску: в целом, правильно, что персонажи попались очень и очень неразговорчивые. 

Профессионально скручивая три сюжетных линии в один бикфордов шнур, Нолан прекрасно понимает, что взрывать ему в итоге будет нечего: концовка фильма беспощадно предопределена. Беглецов назовут героями, в воздух полетят чепчики, а бесплатное пиво от благодарного населения польется рекой. Поэтому режиссер полностью выкладывается по пути к родному берегу: перед титрами говорить ничего уже не хочется, а точку в этом месте строго запрещает ставить историческая правда.

Многие из тех, кто выбрался из дюнкеркской ловушки, встретили участь на других полях сражений — да такую, что в фильме с пониженным рейтингом ее не покажут. Британец не желает и вступать в споры со знатоками и сторонниками разнообразных теорий: в его картине парадоксальным образом отсутствует враг как материальный объект. Пули, бомбы, истребители — есть, а от немецкой армии как таковой — лишь размытые призраки там, где без них обойтись не получается.

Важные исторические персоны тоже получают от ворот поворот: не видать зрителю Адольфа Гитлера, брызжущего слюной на генералов, не видать и Уинстона Черчилля, который в «Дюнкерке» только на слуху — и то умудряется предстать не в самом благовидном свете. Рассуждать о том, что спасение сотен тысяч окруженных военнослужащих вряд ли могло состояться вопреки планам нацистов, Нолан не хочет — и имеет на это полное право. 

Британец, похоже, уже и сам себя признал живым классиком, поэтому не стесняется цитировать собственные фильмы — правда, делает это на очень приличном уровне. Том Харди, ранее представавший в образе бэтменовского врага Бэйна, снова проводит большую часть времени на экране в маске — правда, на этот раз у него и тела как такового нет. Действие, как и в «Начале», постоянно меняет уровни: Нолан в полной мере задействует сушу, воздух и воду, причем последнюю в нужный момент поджигает — а то куда же без четвертой стихии.

Разнообразить драматизм «Дюнкерка» гораздо сложнее, чем бросить спичку: но музыка Циммера здесь работает, как взбесившийся метроном, как барабаны в толкиеновской Мории — зритель постоянно ощущает острую нехватку времени. И все же персонажи последовательно остаются людьми, эти слабыми и хрупкими существами, стремящимися выжить даже в минуту самоотверженной отдачи долгу.

А потому армия здесь — лишь организованное гражданское население, не очень-то готовое к хладнокровному ожиданию собственной погибели, на помощь которому приходят отцы и матери, сестры и братья: все те, кого вообще-то полагалось защищать. Британский экспедиционный корпус на границе весны и лета 1940 года оставил во Франции сотни тысяч единиц военной техники. Нолан показывает только грузовики, из которых импровизировали причалы для маломерных судов — но солдат, бросающий винтовку, фигурирует в первой же сцене. 

Сомнений в том, что «Дюнкерк» поборется за самые престижные награды в области кино, нет — и на этот раз это явно будут не только технические номинации. Британец, на пике своей культовости не раз признававшийся в том, что становится с возрастом все более сентиментальным, в очередной раз демонстрирует свое главное умение: быть убедительным, разговаривая с массами на разных языках.

Патриотизм в этом фильме, наверное, предполагалось преподать естественно, устами актеров — Кеннет Брана и Марк Райлэнс справляются с этой задачей очень по-разному. Но мастерство остается мастерством, и слово «великий» по отношению к этому проекту мы услышим неоднократно: уж очень «Дюнкерк» хорош как зрелище. Публика, вероятно, не очень-то массово придет в кинотеатры, чтобы повторить просмотр, но уровень ожидания следующего фильма от Кристофера Нолана снова будет очень высоким.

Зато было бы здорово, если бы эту ленту внимательно посмотрели те, кто снимает кино о войне в России — обойдемся без легендарных имен и фамилий. Может быть, кому-то из них станет понятно, что проигрывать нужно и для того, чтобы побеждать, а подвиги всегда знают свое место — в отличие от имен.   

  • Андрей Мирофанов

  • Последние новости Амурской области по теме:
    Место подвигу: рецензия на новый фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк» с Томом Харди

    - Благовещенск
    Почти три года прошло с момента выхода на экраны научно-фантастической ленты «Интерстеллар» — столько времени потребовалось британскому режиссеру Кристоферу Нолану, чтобы как следует подготовиться к очередному путешествию.
    23:13 20.07.2017 Монависта
    Место подвигу: рецензия на новый фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк» с Томом Харди / Почти три года прошло с момента выхода на экраны научно-фантастической ленты «Интерстеллар» — столько времени потребовалось британскому режиссеру Кристоферу Нолану, чтобы как следует подготовиться к очередному путешествию. После ряда успешных погружений в глубины сознания, сны, масс-культуру и прочие черные дыры постановщик, наконец, обратился к учебнику истории.  - Амурская правда
    Место подвигу: рецензия на новый фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк» с Томом Харди - Благовещенск
    Почти три года прошло с момента выхода на экраны научно-фантастической ленты «Интерстеллар» — столько времени потребовалось британскому режиссеру Кристоферу Нолану, чтобы как следует подготовиться к очередному путешествию.
    16:15 20.07.2017 Амурская правда
     
    По теме
     
    image - Администрация г.Зея ПЕРОМ И ШПАГОЙ Валентин Пикуль — русский советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику.
    19.07.2018
    На этой неделе благовещенских киногурманов ждут семь премьер: драмы «Это чертово сердце» и «Талли», комедии «Килиманджара» и «Офисный беспредел», триллер «Клуб миллиардеров», ужастик «Паранормальное» и мелодрама «Зои».
    18.07.2018
     
    На этой неделе благовещенских киногурманов ждут семь премьер: драмы «Это чертово сердце» и «Талли», комедии «Килиманджара» и «Офисный беспредел», триллер «Клуб миллиардеров», ужастик «Паранормальное» и мелодрама «Зои».
    18.07.2018
    «Это чертово сердце», «Килиманджара» и «Зои» - ИА Порт Амур Обзор киноновинок и трейлеры На этой неделе благовещенских киногурманов ждут семь премьер: драмы «Это чертово сердце» и «Талли», комедии «Килиманджара» и «Офисный беспредел», триллер «Клуб миллиардеров»,
    18.07.2018
    Бывшему главе МЧС Кузбасса продлили срок содержания под стражей до 25 сентября Екатерина РОМАНОВА Екатерина Бормотова В Центральном районном суде города Кемерова 19 июля прошло заседание,
    19.07.2018 КП Благовещенск
    При этом специалисты говорят, что паводок идет на спад, а близлежащим селам вода не угрожает Ольга ЗУБАРЕВА Все лето в Благовещенске, да и во всем Приамурье, с редкими перерывами идут дожди.
    19.07.2018 КП Благовещенск
    За юными туристами пришлось отправить вертолет МИ-8 - дорогу размыло водой [видео] Юлия ГОМАН Напомним, 13 детей и шесть взрослых оказались отрезаны от цивилизации в горном приюте «Грозовое плато» в Зейском районе Приамурья.
    19.07.2018 КП Благовещенск
    Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения великого российского характерного артиста Николай ГЕРАСИМОВ ОТ ПУГОНЬКИНА - К ПИРОЖКОВУ Михаил Пуговкин появился на свет в деревне Рамешки в Ярославской области,
    13.07.2018 КП Благовещенск
    До 12 августа можно полюбоваться картинами Леонида Кильчанского, а до 30 июля - работами мастеров декоративно-прикладного искусства Полина ОЗЕРОВА Областной краеведческий музей снова радует амурчан новыми выставками.
    11.07.2018 КП Благовещенск
    В Благовещенске прошла премьера первого местного фильма, получившего прокатное удостоверение (внимание, будут спойлеры!) Юлия ГОМАН Что будет, если взять фильмы Гая Ричи и Тарантино,
    02.07.2018 КП Благовещенск
    С кем смотрел исторический матч Станислав Черчесов Кира БУЛЫЧЕВА В последний месяц наши звёзды чаще встречались на футбольных матчах, чем на светских премьерах.
    16.07.2018 КП Благовещенск
    Накануне мэр города Благовещенска Валентина Калита совместно с заместителем мэра Виталием Рудненком, представителем ГУКС и управления ЖКХ провела выездное совещание по ходу работ в рамках дорожной кампании 2018 года.
    19.07.2018 Администрация г.Благовещенск
    Спасательная операция прошла успешно Спасатели города Зеи совместно с начальником ЦУКС ГУ МЧС России по Амурской области Остапенко А. В.
    19.07.2018 Администрация г.Зея
    В ходе проверочных мероприятий сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Амурской области выявили факты реализации алкогольной продукции в двух заведениях общественного питания,
    19.07.2018 УМВД по Амурской области