Фото: www.ampravda.ru

«Ты не сможешь подняться на Эльбрус!» — заявил известный бизнес-блогер России Дмитрий Портнягин своему амурскому другу, бизнесмену Эдуарду Афанасьеву. И профессионально взял его «на слабо». Спор завязался в марте в Благовещенске, а в июле Эдуард стоял с флагом на высоте 5621 метра — на самой высокой вершине России и Европы. Правда, на пути к горе ему пришлось пережить жесткую диету, изнуряющие занятия спортом и самые тяжелые и опасные 6 дней в своей жизни. Как в 45 лет покорить легендарную гору, Эдуард Афанасьев рассказал «Амурской правде».

• Минус 21 килограмм

Я никогда не мечтал покорить гору. Просто захотелось перемен, новых эмоций. Приближалось мое 45-летие. Я думал о жизни: у меня есть работа, дом, семья. Я хотел что-то такое совершить, чтобы удивить самого себя. И вот в марте в Благовещенск прилетел друг нашей семьи Дима Портнягин — он известный в стране бизнес-блогер. В нашем городе у него живут мама и сестра, он прилетел на рождение племянницы. Однажды вечером мы разговорились, и Дима рассказал, что в июле ведет группу бизнесменов на Эльбрус. Это будет уже шестая его вершина. И я подумал: а почему бы и мне не пойти?! А он посмотрел на меня и сказал: «Ты не сможешь!» Меня это задело. И я сказал, что возьму Эльбрус! Оказалось, он как мотиватор просто взял меня «на слабо». В итоге сказал: вот похудеешь до 1 июня со 121 килограмма до 100 — я тебя возьму!

У меня было два месяца. Дима расписал мне диету, а я каждую неделю взвешивался и отправлял ему фотографии. Я полностью убрал из меню сахар, мучное, мясо (кроме куриной грудки, 150—200 граммов), полностью отказался от алкоголя. Для организма это был капитальный стресс. За неделю я скидывал 2—2,5 килограмма. Однажды три дня я просто сидел на воде. Позволял себе гречку в любом количестве, овощи и фрукты. Но я сделал все, чтобы похудеть раньше. 19 мая в день своего 45-летия я весил уже 99,3 килограмма. В этот день я надел костюм, который покупал на свои 35 лет — он на мне висел. Мы встали с дочкой Лизой в обнимку — и я застегнул пиджак.

После этой отметки я начал нормально и правильно питаться. И добавил спорт. Сначала начал ходить со скандинавскими палками и кататься на велосипеде. Начинал с 5 километров, а потом стал ездить на 100 — например, до Новинки и обратно. Потом пошел в тренажерный зал. Я стал читать про восхождение, про стресс, который испытывает наш организм на высоте, про нехватку дыхания и горную болезнь. И решил максимально приблизить свои тренировки к горным условиям. Выписал себе кислородную маску и стал тренироваться в ней на велотренажере. В спортзале шутили: «Опять этот чувак в респираторе пришел!» А мне было по фигу. Я надевал шапку, теплую одежду, маску и крутил педали! С меня столько пота вытекало! Потом, уже в горах, я понял, что эти тренировки мне очень помогли.

«Локомотив уже не остановить»

Подходит 1 июня — я звоню Диме. А он говорит: «Ты почему не напомнил? Мест в группе уже нет». Я два дня ходил в шоке. Как так со мной могли поступить? Ведь я настроился, я готов, я уже мыслями был на Эльбрусе! И спустя два дня написал Диме эсэмэску: «Либо я иду с тобой, либо без тебя. Но я это сделаю». Локомотив было уже не остановить. В итоге несколько человек отсеклись, и я вошел в группу.

В начале июля я вылетел в Москву, оттуда в Минеральные Воды. Наша группа встретилась в гостинице. Набралось 32 человека — это российские бизнесмены со всей страны, некоторые прилетели специально из США и из Таиланда. Основной возраст 25—30 лет. Самому молодому участнику группы был 21 год, я в свои 45 был самым старшим.

Два дня было на знакомство и разговоры о себе, своем бизнесе, планах. Практически все в группе — долларовые миллионеры.  Но потом все поняли, что в горах было не важно, кто сколько миллионов заработал. Все смотрели, кто что может. Перед восхождением нам подобрали одежду и экипировку. Там очень развит этот бизнес. Если покупка полного горного обмундирования стоит 300—350 тысяч рублей, то взять его в аренду можно за 30—50 тысяч. Мы ездили по магазинам, что-то нам привозили в отель. Каски, кошки, обувь, палки, балаклавы, ледоруб — я все взял в аренду.

Где курорт?!

За несколько дней до отъезда жена начала мне говорить: «Ты едешь отдыхать на курорт! Я так тебе завидую!» Я и сам уже поверил, что полетел на Эльбрус отдыхать. Первые два дня чувствовал себя сильным, гордым, самоуверенным. Пока на третий день нас не вывезли на высоту 2100 метров.

Мы пообедали в кафешке, поехали на место. Я вышел из машины, сфотографировался, взял рюкзак (еще и вызвался донести палатку) — в итоге у меня за спиной было килограммов 50. Вся группа пошла вперед — надо было пройти 300 метров вверх по каменному перевалу. Я делаю 10 первых шагов и начинаю сбиваться. Темп все тише и тише, с меня льется пот. А все меня обгоняют, им легко и свободно. Я иду и думаю: «Что я вообще здесь делаю?! Где курорт?!» Я проклинал себя: «Эдик, ты слишком много на себя взял!» Но я все-таки прошел эти 300 метров вместе с инструктором Алексеем. Мы пришли часа через 3 после всех.

Ночевали в палатках на поляне Эммануэля на высоте 2450 метров. Это было первое место, где нам открылся Эльбрус. Ночью там просто обалденный вид, от него шла какая-то сила. Воздух настолько разреженный, что нам было четко видно людей с фонариками, которые спускались с пяти тысяч метров. Я всю ночь думал, переживал и настроил себя. Решил, что я буду идти медленно, но дойду во что бы то ни стало.  И нашему гиду сказал: «Бей меня, пинай! Если я не зайду туда, лучше убей».

Ночной шторм

На следующий день нам надо было подняться до высоты 3800 метров, там располагался базовый лагерь. Это последнее место, где есть земля, потом — только снег и лед. Мы шли туда шесть часов, я пришел последним вместе с телеоператором. Мы поставили палатки, повара приготовили ужин. А ночью начался сумасшедший шторм. Ураган был метров 80 в секунду. Я проснулся от того, что наша палатка просто складывается. Мы ставили их между камней и закрепляли их по бокам булыжниками, но это не помогало. Мы вдвоем с парнем несколько часов держали палатку своими телами. А третий сосед спал и ничего не слышал. Если честно, я начал собирать в спальник тревожный чемоданчик: телефончик, кошелечек, паспорт. Думал, что нас снесет вместе с палатками. Но через несколько часов шторм утих, как будто его и не было. А днем снова начался.

«Я нашему гиду сказал: «Бей меня, пинай! Если я не зайду туда, лучше убей».

Потом была акклиматизация: нас учили, как надевать кошки, как пользоваться ледорубами. Мы тренировались подниматься на горы Ленца — это высота 4800. Казалось, что это так легко: пройти туда и обратно! Но мы только вышли — а снег по колено. В итоге поход занял пять часов. Было так тяжело дышать, как будто кто-то тебя ударил под дыхало. Видели колесо от разбившегося вертолета «Ми-8» — он рухнул из-за разряженного воздуха.

На самих горах Ленца — таблички с именами погибшей группы туристов. Оказалось, лет 20 назад несколько человек разбили там палатки и остались ночевать. А ночью начался сильный ветер, он разорвал палатки, раскидал людей об скалы. Они все погибли. Эльбрус — это постоянная зона риска. Я все время был в напряжении, потому что понимал — иначе можно не вернуться.

Штурм Эльбруса

Два дня нам не везло с погодой — гора не пускала нас. Был шторм, молнии. Мы ждали. И наконец вышли в час ночи на штурм. Мы шли пятью связками: две сильных, одна средняя и четвертая замыкающая. Я в последней. Утром мы дошли до Ленца и встретили потрясающий рассвет.

Мы поднимались, как роботы, шли   одним темпом. Вдох-выдох, вдох-выдох. Если остановился, то ты мгновенно сбиваешься, и начинается дикая отдышка. И надо еще минут 20, чтобы вернуться в привычный темп. После 5 тысяч метров никто уже не разговаривал — все только показывали жестами. Потом мы дошли до высоты, где был не снег, а просто полистирол: сверху корка, а внизу — шарики. Ты наступаешь, проваливаешься, и тебя отбрасывает назад. Я был в ярости! Ведь твой организм взвешивает каждую килокалорию — делать это или нет, тратить силы или нет. Люди падали, их тащили в связке. Все, как у Высоцкого в песне — он спел про реальную вершину, реальную жизнь.

«Конечно, мое восхождение я посвятил моей семьи, моим родителям. Я шел и чувствовал их поддержку», — говорит Эдуард Афанасьев.

В конце морально было очень тяжело, мы шли очень медленно. Я все время был замерзший, был постоянный холод и ветер. Ели «сникерсы», потому что нужно было за минимальное количество времени закинуть в себя максимальное количество энергии. Откусил замерзший батончик и дальше идешь. Я потом запихивал «сникерсы» в себя, они просто не лезли. За 22 часа штурма от силы съел два батончика. Кстати, за 6 дней на Эльбрусе я потерял 7 килограммов.

В итоге на последнем рубеже остались три связки, остальные спустились вниз. Когда мы почти дошли до 5100, до самого штурма, трое из нашей связки отказались подниматься — по правилам мы все должны были спускаться. Я стоял и смотрел, что первая связка уже дошла и стоит с флагом на вершине, что вторая идет, падает каждые два метра, но встает и идет дальше. И в этот момент со мной что-то случилось, произошел какой-то внутренний взрыв. Я отцепился от связки, взял ледоруб, палку и пошел вперед. И мне было так легко, я чувствовал кайф! Я обогнал всех, самый тяжелый участок для меня стал самым легким. Многие его так и не прошли: из 32 поднялись только 14. На самой вершине Эльбруса — камень и металлическая палка. Я камень обнял, посмотрел вокруг — ничего не видно. Хотя, говорят, в хорошую погоду вид завораживает. В голове была только одна мысль — победа. Эмоций вообще не было.

Уже потом я спросил гида: что со мной случилось? Он сказал: «Это второе дыхание, оно на вершине бывает очень редко». На прощание на сертификате, который выдали тем, кто дошел, он мне написал: «Эдик, я в тебя верил!»

Гора меняет

Гора меняет человека. Это даже не перезагрузка, а перезагрузище. На пути к вершине и стоя на ней, осознаешь, что ты в этом мире — песчинка. Что природа может в один миг тебя уничтожить. Понимаешь, что жизнь очень короткая и надо много успеть. Мне все говорят, что я вернулся другим. Да, я сам это знаю. Хочется менять жизнь, развивать наш бизнес — у меня куча идей, мне мало сегодняшнего масштаба! На Эльбрусе я получил столько адреналина! Даже жене (которая не спала ночами и переживала за меня) боюсь говорить, но мне хочется еще. Думаю, у меня будет новая вершина.

«Я пять ночей провела в руках с телефоном, мы очень за него переживали! Пусть в будущем у мужа будут другие вершины — но не в горах, а в бизнесе. Без такого риска», — признается жена победителя Ольга Афанасьева.

• Елена Павлова

По теме
    С какой целью и кто? - Газета Зейские вести сегодня Возле магазина «Близкий», расположенного на площади им. А. Шохина, вандалы подрубили пять деревьев.
    Газета Зейские вести сегодня
    Надежда, которая лечит - Газета Зейские вести сегодня На протяжении полувека Надежда Карелина стоит на страже женского здоровья, став для многих в городе не просто врачом, а наставником, доверенным человеком и даже другом.
    Правительство Российской Федерации утвердило программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ) на 2024 г. и плановый период 2025-2026 гг.
    В Приамурье медучреждения получат более 230 единиц современного оборудования - ИА Порт Амур Приборы выявляют скрытые заболевания Медицинские учреждения Амурской области получат более 230 единиц современного оборудования, которое помогает быстро и точно проводить обследования пациентов на выявление скрытых заболеваний.
    ИА Порт Амур
    Стихия с нелегким характером - Газета Зейские вести сегодня В первый день апреля Амурская авиабаза отметит 60-летний юбилей – в 1964 году в Приамурье были созданы первые авиаотделения для борьбы с природными возгораниями.
    Газета Зейские вести сегодня
    Вода - бесценный дар - Газета Зейские вести сегодня Во Всемирный день водных ресурсов, 22 марта, все желающие могли прийти в гости к морскому царю и прекрасной золотой рыбке.
    За куклами стоят артисты - Газета Зейские вести сегодня В течение четверти века детский кукольный кружок “Балаганчик” при ДК «Энергетик» неизменно приносит радость юным зрителям своими представлениями.