Недавно уже бывший амурский губернатор Александр Козлов назвал строительство моста через Амур самым масштабным на сегодня международным проектом. Не будем говорить за весь мир, но для Приамурья это действительно грандиозная и важная стройка. Подобных проектов в регионе даже три - это ещё и канатная дорога в соседнее государство, и «Золотая миля». Однако о последних двух слышно не так уж и много. Невольно задумываешься: а достроят ли?
Фасад Руси православной
«Золотую милю» благовещенские власти рассматривают как самую важную часть набережной, лицо не просто Приамурья - всей страны. Поэтому к строительству на этом участке планируют приступить первым делом, как только появится финансирование. Сколько именно средств необходимо для завершения строительства «Золотой мили», не уточняется, но всего на достройку набережной требуется 3 миллиарда рублей.
В пресс-службе администрации Благовещенска пояснили, что в этом году уже направили заявки в бюджеты высших уровней для включения масштабной стройки в федеральные программы. Сейчас всё зависит от результата, поэтому конкретные сроки завершения стройки назвать нельзя. Зато можно сказать, что именно ждет амурчан в итоге. Тут должны появиться православный храм и летний амфитеатр, гостиничный комплекс и офисный центр, спортивно-зрелищный и торгово-развлекательный комплексы. Планов - громадье!
Не по реке, а по воздуху
Куда более терниста история канатной дороги между Благовещенском и Хэйхэ. Впервые идея построить ее возникла несколько лет назад, но лишь в ноябре прошлого года cтало известно, что инвесторы с китайской стороны готовы вложить в строительство около 120 миллионов долларов. Тогда утверждалось, что начаться большая стройка может уже весной 2018-го. Но наступило лето, а о канатной дороге так ничего и не слышно.
По словам первого заместителя председателя правительства Амурской области Марины Дедюшко , проект канатной дороги полностью частный. Долгое время какие-либо сроки нельзя было назвать, из-за того что инвесторы не составили точный график. Однако в мае стало известно, что летом работы все же могут начаться - но только на китайской стороне. В Приамурье еще продолжается проектирование, должна пройти государственная экспертиза. Возможно, все вопросы будут урегулированы до конца осени и долгожданная стройка стартует в ноябре 2018 года.
Направление верно!
Иначе обстоит дело с мостом через Амур - стройка не просто начата, но и движется полным ходом. В начале мая установили первый пролет через протоку Каникурганскую, его длина составляет 86 метров. Всего предстоит установить семь пролетных сооружений: четыре - над протокой, три - над Амуром. Их общая длина превысит 778 метров, а ведь еще необходимо провести к ним почти 28 километров автомобильных дорог. Закончить глобальную стройку планируют только в конце следующего года, но мост уже приносит пользу жителям области, давая им рабочие места.
- На непосредственном строительстве трудятся почти 200 амурчан. Но есть еще тысячи людей: проектировщики, дорожники и даже сотрудники российских заводов, где делают конструкции для моста, - рассказывал экс-губернатор Приамурья Александр Козлов. - Благодаря мосту идет загрузка предприятий. И не стоит забывать о тех людях, которые, так сказать, находятся в тылу. Это повара, работающие в вахтовом поселке строителей, поставщики продуктов, электрики, медицинский персонал, сторожа.
Мнение специалиста
Марина Коробейникова, начальник отдела продаж одной из турфирм Благовещенска:
- Конечно, завершение строительства канатной дороги и моста через Амур повлечёт за собой прирост туристов. Свою роль сыграет предсказуемое удешевление путёвок, вероятное появление автобусных туров - что из Благовещенска, что со стороны Китая. Однако не думаю, что наша область «взорвется» от наплыва китайских гостей или все амурчане начнут массово ездить в Китай. Все-таки сейчас он стал для нас более дорогой страной, чем пять лет назад. Поэтому я думаю, что турпоток увеличится примерно на 30%, не больше.
А в это время
По Амуру пустят круизные теплоходы?
В мае Дмитрий Медведев утвердил концепцию федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)». В нее входит в том числе создание туристического кластера «Амур», который направлен на развитие круизного туризма по одноименной реке. Однако радоваться рано - этот кластер ранее уже входил в аналогичную программу на 2011 - 2018 годы, а круизов по Амуру как не было, так и нет.
- Конечно, хорошо было бы появление круизного тура в Амурской области, но, скорее всего, инвестора на строительство судна не найдется, - заявляла начальник отдела по туризму регионального министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Эльвира Самарина. - У нас очень короткий период навигации. Курсирующие судна просто не успевают заработать за теплое время года на то, чтобы существовать продолжительное время стоянки.
Построенный за немаленькие деньги круизный теплоход не окупится в первый год, а возможно - и в первые несколько лет. Поэтому инвесторы и не спешат вкладываться в подобное предприятие. И хотя на появление кластера «Амур» еще есть надежда, но особой веры в него нет.