В преддверии великой даты школьники массово посещают военные фильмы. Администрация кинотеатров обычно идет навстречу таким культпоходам. Благо, есть, что посмотреть: «Битва за Севастополь», «Дорога на Берлин», «А зори здесь тихие…», недавно еще «Сталинград» шел…
Только вот вопрос: «А в каком году была Сталинградская битва?» ставит кинозрителей в тупик. Конечно, они знают, с кем воевали русские солдаты и что война закончилась 9 мая 1945 года. Это трудно не знать, когда поздравительные плакаты в каждом магазине. Но вот подробностями и тем, что называют прочными систематическими знаниями, молодое поколение зачастую не обременено.
- Мы Великую Отечественную изучали в 9 классе, кажется, - говорит Андрей . Он закончил одну из престижных школ Благовещенска в прошлом году. По истории у него стоит четверка. - Изучали поверхностно, перескакивали с параграфа на параграф. Я больше информации почерпнул из фильмов и интернета.
У Андрея прадед, как выяснилось в разговоре, воевал на Западном фронте. Но ни отец, ни дед с парнем о военном прошлом семьи не говорили.
- Не жалко вам, - спрашиваю, - что дед-прадед ничего не рассказывали?
- Мне стыдно бывает порой, что я толком ничего об этом не знаю, - качает головой Андрей .
Педагоги считают: нужно делать больше!
В России хотят обязать школьников сдавать ЕГЭ по истории
Учителя в школах тоже не считают нормальным, что на историю Великой Отечественной войны в 9 классе отводится в курсе истории России полтора месяца, а в большинстве учебников для 9 класса по курсу «Всеобщая история» роли Советского Союза во Второй мировой отводится максимум три листа печатного текста.
Учитель истории, больше 20 лет проработавшая в школе , рассказывает:
- При концентрической системе исторического образования в 9-м классе на изучение Великой Отечественной войны отводится три часа. У нас раньше при линейной системе было 20 часов, и мы знали больше. Сейчас предполагается, что до 9 класса ребенок должен изучить всю историю - от древности до начала XXI века. А в 10-11 мы должны делать то же самое, но расширенно, чтобы на изученной базе надстроить дополнительный материал. Но в реальности за 10-й класс, за 70 часов, за два урока в неделю, ребята должны изучить все с древнейших времен до конца XIX века: это и всеобщая, и отечественная история. А за 11-й класс, за те же два урока в неделю - XX и начало XXI века. Получается примерно 24 часа на всеобщую историю, 46 на отечественную. И практически на Вторую мировую и на Великую Отечественную выходит шесть часов. Тут даты успеешь только дать, какие уж тут подробности и портреты героев!
Администрации школ подтверждают: на учебный процесс надеяться не приходится.
- Но не все же учебным процессом ограничивается, - говорят учителя . - Мы проводим классные часы, мероприятия, кинопоходы, приглашаем ветеранов, пока есть возможность. Сами придумываем акции. И не скажешь, что делается мало, но нам, поколению сороколетних, кажется, что надо больше. Мы больше знали: пионеры-герои, комсомольцы, молодогвардейцы - сейчас этот пласт практически неизвестен. А ведь участники войны - это наши деды. Для современных школьников - уже прадеды. Если мы свои знания не передадим, дальше уже и передавать будет нечего.
То, что поколение еще не потеряно, учителей уверяют слезы на глазах школьников. Не все, конечно, плачут, как, впрочем, и взрослые - не все.
- Но лет десять назад хуже было, - утверждают учителя . - Тогда историю совсем уж отрицали, старались обойти, замазать память о войне.
Для справки: Учащиеся должны получить за девять лет обучения полное представление об истории, начиная с древнейших времен и заканчивая сегодняшним днем.
Линейная система в основном предполагает работу в репродуктивном режиме. Ученик должен просто накопить первоначальные знания о предмете, его темах, направлениях, усвоив, например, основные события в хронологическом порядке с позиций утвердившихся точек зрения. Такой подход ориентирован на работу памяти, которая должна заложить базу для более широкого и глубокого познания.
Амурчане поделились воспоминаниями о блокаде Ленинграда
Концентрическая система должна делать ставку, в первую очередь, на развитие мышления. Представленный материал становится предметом анализа, сопоставления. У учащихся должна быть возможность опереться на изученные факты, а новые надстроить над ними – это, конечно, фактические знания, но главное, альтернативные точки зрения, дополнительные версии и суждения, которые будут предполагать и новые данные в виде различных деталей.
У амурчан не в ходу книги о войне
Чтобы рассмотреть тему информации о войне, мы прошлись по книжным магазинам. В наличии там много разного: есть и плакаты «Спасибо деду за Победу» с милой девочкой-кудряшкой в пилотке, и мемуары военные (в том числе и иностранных авторов), рассказы о военной технике времен Великой Отечественной, вроде «Штурмовики. «Мы взлетали в ад» Артема Драбкина. Были даже детские иллюстрированные альбомы на манер книжек-игрушек: из глянцевого картона, с яркими иллюстрациями. Обнаружилась книга «Дети Арбата» - лгут! Секретная правда о сталинских репрессиях». Попадался даже томик развенчания арийских мифов фашистской Германии.
В мягких обложках школьных серий находится и «Молодая гвардия» Александра Фадеева, и «А зори здесь тихие...» Бориса Васильева. В серии «Школьная библиотека» есть «Рассказы о войне: Лев Кассиль, Радий Погодин, Анатолий Митяев, Валентина Осеева, Константин Симонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Владимир Богомолов». Это всем мамам известная серия в белой твердой обложке, под которой выходили и «Винни-пух» и «Денискины рассказы».
Но как сами продавцы магазинов признают, с детской и подростковой литературой сложно.
- Покупатели часто спрашивают, особенно детские рассказы о войне. Но их мало завезли. Чтобы устроить выставку ассортимента, нам приходится у других магазинов одалживать книги, - признался директор книжного магазина в одном из крупных торговых центров Благовещенска .
Книг о пионерах-героях не нашлось. В целом же, как замечают сами продавцы, спрос у населения есть, особенно на детскую литературу. Но военные книги и книги о войне - не самый ходовой товар.