Фотографии БАМа, сделанные со спутников, помогли найти эффективные решения по сохранению вечной мерзлоты

Фото: gazeta-bam.ru

Фото пресс-службы ПАО "БСМ"

Скальная охлаждающая наброска в сочетании с гидроизоляцией поможет стабилизировать железнодорожное полотно на строящемся разъезде Сосновый и других проблемных участках.

Проектирование и строительство объектов на мерзлоте в рамках модернизации Восточного полигона железных дорог проходит под надзором Мерзлотной станции. Совместно с проектными институтами специалисты станции разрабатывают комплексные меры для защиты земляного полотна от деформаций. Об этом наш корреспондент побеседовал с заместителем начальника Мерзлотной станции Центра обследования и диагностики инженерных сооружений ОАО «РЖД» Игорем Гавриловым.

– Игорь Ильич, чем обусловлены проблемы земляного полотна в Тындинском регионе?

– Взаимодействие земляного полотна и многолетнемёрзлых грунтов основания не было изучено в достаточной мере перед строительством БАМа. Охлаждающие мероприятия либо ещё не были открыты, либо находились в стадии разработки. В результате земляное полотно строилось без каких-либо охлаждающих мероприятий. Сразу после его отсыпки появились многочисленные деформации пути. В 1989 году была развёрнута масштабная программа по инженерно-геокриологическому обследованию и мониторингу земляного полотна БАМа, рассчитанная на пять лет. Планировалось создание мерзлотной службы Байкало-Амурской железной дороги для постоянного геокриологического мониторинга магистрали и специализированного ремонтно-строительного подразделения для реа¬лизации противодеформационных мероприятий.

В 1992 году работы по программе были свёрнуты. В связи с этим деформативность земляного полотна БАМа осталась самой высокой на сети дорог за счёт просадок из-за деградации многолетнемёрзлых грунтов основания. Всё вышесказанное справедливо и для Тындинского региона. Регулярный мониторинг температур грунтов здесь проводится с 70-х годов прошлого столетия. Одним из наиболее проблемных является перегон Ларба – Лумбир, где сегодня ведётся строительство нового разъезда Сосновый.

– Какие особенности имеет перегон Ларба – Лумбир?

– На этом участке марь слабо наклонена, поэтому здесь не формируются классические водотоки, такие как ручьи, вода течёт широкими полосами шириной 30–60 метров. При изыскании такие полосы стока, как правило, не обнаруживаются, так как с земли их не видно. Они проявляются, когда земляное полотно отсыпано и создано препятствие для воды, которая начинает скапливаться с верхней стороны. Геологические условия данного участка одни из самых сложных на БАМе, в основании земляного плотна толщина просадочных при оттаивании грунтов достигает 7 м, торфа – до 3,8 м, подземных льдов – до 3 м.

Деформации земляного полотна здесь начались сразу после его отсыпки в 1976 году и не прекращаются уже 40 лет. Участок стал хрестоматийным примером отторжения геологической средой инженерных сооружений. Мы обобщили данные, полученные из различных источников, проанализировали разновременные космические снимки спутника Landsat из геопортала РЖД-SAT. Геотехнический анализ показал, что главной причиной непрекращающихся тепловых деформаций земляного полотна является отепляющее воздействие воды, фильтрующей в основании земляного полотна. Вода скапливается в местах пересечения железнодорожного пути и полос стока, ситуация усугубляется дефицитом искусственных сооружений и потеплением климата. Деформации реализовались примерно наполовину, следовательно просадки продолжатся ещё не менее 30–40 лет.

– Какую информацию можно получить с космоснимков?

– Оказалось, что гидрологическая ситуация хорошо видна со спутника. Отчётливо просматриваются полосы стока и застои воды в местах, где полоса стока упирается в насыпь. На весеннем снимке видно, что промёрз¬шее земляное полотно не пропускает воду, водное образование достигает более 500 м в длину. Когда земляное полотно оттаивает и начинает пропускать воду, озеро уменьшается в размерах, и в сентябре его практически нет.

– Какие технологии, направленные на стабилизацию земляного полотна, применяются при строительстве разъезда Сосновый?

– На этом объекте реализуется комплекс мероприятий. Во-первых, запроектирована охлаждающая скальная конструкция в виде берм из фракционного камня без мелкого заполнителя. Под охлаждающей скальной конструкцией грунт лучше промерзает зимой и хуже оттаивает летом, таким образом создаётся круглогодичный охлаждающий эффект. Совместно с проектировщиками «Ленгипротранса» мы проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что без гидроизоляции водоотводов невозможно гарантировать стабильность земляного полотна. Гидроизоляция состоит из специальной плёнки толщиной 1,5 мм, склеенной с геотекстилем, который защищает её от повреждений. По нашей инициативе такие гидроизолированные водоотводы используются и на других объектах БАМа. Кроме того, на этом участке существует явный дефицит искусственных сооружений, расстояние между ними достигает 2,5 км. Для решения данной проблемы запроектирована дополнительная водопропускная труба.

– Насколько широко распространена технология строительства охлаждающей скальной конструкции?

– Эта технология в полном смысле этого слова является природоподобной. Так, по результатам исследований Академии наук установлено, что под курумами (каменными россыпями на склонах) температура грунтов на 2-3 градуса ниже, чем на прилегающих участках. В горах Алтая, в скифских курганах из каменных обломков, мерзлота помогла сохранить до наших дней артефакты древней цивилизации. Таким образом, мы не изобрели что-то новое, а подсмотрели это в природе. Эта же технология применяется в Китае, США и Канаде. На Цинхай-Тибетской железной дороге в КНР охлаждающая скальная наброска является основным охлаждающим мероприятием.

– Какие выводы можно сделать исходя из практического опыта эксплуатации земляного полотна на БАМе?

– Уровень эксплуатационной надёжности земляного полотна БАМа существенно ниже уровня надёжности верхнего строения пути. Протяжённость участков с тепловыми (мерзлотными) осадками пути на длительно эксплуатируемом земляном полотне бывшего БАМа постепенно сокращается, уступая место затяжным пластическим деформациям переувлажнённого сезонно-мёрзлого основания. Повышение поездной нагрузки приведёт к увеличению деформаций земляного полотна, что может стать препятствием к росту грузооборота.

Для решения проблемы повышенной деформативности земляного плотна необходимо решить вопрос дефицита водопропускных сооружений, повысить надёжность и эффективность водоотводов, на участках с тепловыми деформациями широко применять проверенные временем охлаждающие скальные конструкции, на участках с пластическими деформациями использовать врезные контрбанкеты, осуществлять научную поддержку модернизации. Для кардинального повышения качества изысканий, проектирования и ремонтов полотна ввести в договорную практику гарантийный период (не менее 5 лет).

Автор: Вера Григорьева

 
По теме
 
В Норском заповеднике продолжают поиски пропавшего сотрудника лесхоза - ИА Порт Амур Мужчина ушел из лагеря двое суток назад В Амурской области продолжаются поиски 39-летнего жителя поселка Февральск, который ранним утром 20 мая вышел из лагеря в лесу заповедника «Норский» и пропал.
23.05.2018
 
От благовещенцев поступило 23 сообщения о падении деревьев. Фото предоставлено спасательным отрядом ЕДДС. - КП Благовещенск Ветреная погода сохранится и в среду, порывы будут достигать 14 метров в секунду Юлия ГОМАН Во вторник, 22 мая, по Благовещенску пронесся ветер , порывы которого достигали 20 метров в секунду.
23.05.2018
От благовещенцев поступило 23 сообщения о падении деревьев. Фото предоставлено спасательным отрядом ЕДДС. - КП Благовещенск Ветреная погода сохранится и в среду, порывы будут достигать 14 метров в секунду Юлия ГОМАН Во вторник, 22 мая, по Благовещенску пронесся ветер , порывы которого достигали 20 метров в секунду.
23.05.2018 КП Благовещенск
Один человек погиб - у него после авиакатастрофы случился сердечный приступ Элина ОГАНЕСЯН Происшествие случилось ночью 21 мая в районе слияния рек Шевли и Уда в Тугуро-Чумиканском районе.
21.05.2018 КП Благовещенск
Прихожане не дали террористам ворваться в храм [эксклюзив] Роман ЛАВРУХИН Настоятель храма Михаила Архангела в Грозном отец Сергий рассказал "Комсомольской правде на Северном Кавказе" о том,
20.05.2018 КП Благовещенск
Иск Маргариты Грачевой поставили на паузу до приговора Александр РОГОЗА kp_ru_msk @rogozavr Жительница подмосковного Серпухова Маргарита Грачева не может добиться, чтобы мужа, отрубившего ей руки, лишили родительских прав.
18.05.2018 КП Благовещенск
image - Администрация г.Зея «Ночь музеев — 2018» 19 мая по всей России прошла акция «Ночь музеев – 2018».
23.05.2018 Администрация г.Зея
IMG_6436.JPG - Министерство культуры 22 мая в Амурской областной научной библиотеке состоялась юбилейная творческая встреча Игоря Игнатенко с неравнодушными поклонниками его творчества.
23.05.2018 Министерство культуры
Приз за лучшую женскую роль ушел российской картине "Айка" Стас ТЫРКИН Фестиваль выдался кризисный, прошел практически без звезд, при почти полном игноре со стороны Голливуда (показ единственного блокбастера,
20.05.2018 КП Благовещенск
Ежегодная акция вновь собрала сотни гостей [фото] Кристина КАЗАНЦЕВА В Благовещенске 18 мая прошла традиционная акция «Ночь музеев», которая подарила горожанам незабываемые впечатления.
19.05.2018 КП Благовещенск
22 мая 2018 года на стадионе п. Восточный прошли соревнования по лёгкой атлетике среди образовательных организаций района - Администрация Октябрьского района 22 мая 2018 года на стадионе п. Восточный прошли соревнования по лёгкой атлетике среди образовательных организаций района.
23.05.2018 Администрация Октябрьского района
Пресс-служба гостиницы, где квартировались наши, опровергла сообщения о тратах нашей команды Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin Хоккеисты сборной России несколько дней назад завершили свои выступления на чемпионате мира в Дании.
21.05.2018 КП Благовещенск
Наши хоккеисты не смогли пройти в полуфинал турнира впервые за несколько лет Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin В четверг, 17 мая, на чемпионате мира по хоккею был сыгран самый крутой матч на турнире.
19.05.2018 КП Благовещенск
В связи с проведением аварийно-восстановительных работ АО «АКС» в период с 21 по 23 мая ограничено движение по улице Артиллерийская между Зейской и Амурской.
22.05.2018 Администрация г.Благовещенск