Университеты - это не только кладезь знаний, но и настоящая сокровищница вещей, которые в обычной жизни просто так не увидишь. Что хранится в университетских музеях? Оказалось, что, например, позвоночник амурозавра, жившего 65 млн лет до нашей эры, или даже платья знаменитых писательниц. Портал 2x2.su знакомит вас с самыми интересными экспонатами, которые можно найти в стенах благовещенских вузов.
АмГУ: от икон до платьевУ Амурского госуниверситета большой музей , в котором несколько отделений. В зале православия хранятся иконы и кресты староверов, иконы и даже ряса бывшего архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила. В музее «Русский Харбин» можно увидеть платья известной поэтессы первой волны эмиграции Лариссы Андерсен. В зале археологии и этнографии можно посмотреть на одежду эвенков, датированную второй половиной XX века, обереги и даже целое древнее захоронение!
Наследие эвенков
Такой ритуальный коврик, наму, использовали эвенки , коренные жители Амурской области. В зале археологии и этнографии наму хранится с 2003 года. Передал его один из эвенков. Его мать была шаманкой. Примерно тридцать лет назад мужчина спрятал наму в тайге на дереве.
- После долгих уговоров исследователей эвенк решил передать коврик музею для науки. Вообще же наму использовались эвенками во время кочевок, его было удобно скрутить и возить с собой, - поясняет Ксения Родионова, сотрудник Научного музея АмГУ.
До Великой Октябрьской революции основными промыслами эвенков были пушнина и оленеводство. В зале археологии и этнографии хранится еще один интересный экспонат - узда для священного оленя.
- Священный олень у эвенков был абсолютно белый. Обычный олень перевозил предметы быта - сумки, охотничьи снаряжения, а священный – только культовые вещи, вроде костюма и бубна шамана, - рассказывает Ксения Родионова.
Еще один атрибут эвенкийского быта - знак главы эвенкийского рода. Его исследователи привезли из Якутии, а точнее из села Иенгры, административного центра Иенгринского эвенкийского национального наслега.
Квартиры горожан XIX века
Вот так выглядела изба жителей амурских деревень в конце XIX - начале XX века.
У каждой избы был свой красный угол. В этой части избы висела самая красивая икона, украшенная рушником. Под этой иконой амурчане отмечали православные праздники. Красный угол считался самым нарядным местом в избе.
Шкафов в те времена у деревенских жителей не было, его функцию выполнял сундук, а глиняных горшках в прошлом столетии люди готовили еду.
Совершенно иначе выглядели квартиры жителей городов в те времена. Сотрудники музея сделали реконструкцию городского жилища.
- Все экспонаты для обустройства этой комнаты собирались во время экспедиций в разных населенных пунктах области, - уточняет Ксения.
В такую одежду одевались переселенцы. По узорам на рубашках и платьях специалисты могут определить, из какой губернии пришел в Приамурье тот или иной переселенец.
Это ружье - находка бывшего директора и основателя музея АмГУ Сергея Волегова. Он нашел его в сарае у одного из благовещенцев. Таким ружьем в XVII веке оборонялись албазинцы.
Ряса монаха и четки староверов
Староверы всегда носили с собою четки. Те, что хранятся в музее АмГУ, называются лестовками. Это особая разновидность четок. По внешнему виду они напоминают лестницу, олицетворяющую собой духовное восхождение с земли в небеса. Эта лестовка датирована началом XX века.
- Староверы писали четверостишия молитвы на бумаге, сворачивали ее и вшивали в лестовку. Любой старовер знал, читая молитву и перебирая четки, где и какое четверостишие находится, - уточнила Ксения Родионова.
Такое платье носил когда-то бывший архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил. В 2004 году он подарил четыре облачения священнослужителей музею университета . В зале православия хранится еще одно одеяние Гавриила - ряса фиолетового цвета. Черная ряса - одежда монаха, зеленую и красную рясы носили дьяконы.
А как одевались староверы? Женщины носили сарафан, обязательно с поясом. Мужчины - рубаху и штаны. В зале православия АмГУ хранится смертная рубаха старовера.
- Не подумайте, что в ней кого-то хоронили! Ее никогда ни на кого не надевали. Она хорошо сохранилась, и ее передали к нам в музей. Соткана она из домотканого полотна, – говорит Ксения.
Все вещи - исторические. Рубаха была сшита в первой четверти, а сарафан - в середине двадцатого столетия. Примерно того же «возраста» и бусы. Интересно, что даже парты в зале православия носят историческую нагрузку. Они - точная копия лавок в церковно-приходских школах.
Музей «Русский Харбин»
Это - Свято-Никольская церковь. Она была для эмигрантов своеобразным центром русской жизни в Харбине .
- Сюда собирались люди на православные праздники. Церковь была уничтожена во время культурной революции в Китае в 1966 году. Восстановили ее только в 2009 году. Студенты и преподаватели кафедры дизайна нашего университета воссоздали из китайских палочек точную копию церкви, - рассказывает Ксения.
С творчеством поэтессы Лариссы Андерсен хорошо знакомы студенты-филологи АмГУ. Но и другим горожанам тоже будет интересно узнать, как жила эта знаменитая женщина. В музее «Русский Харбин» можно не только почитать о ее жизни, но и посмотреть на ее несравненные наряды.
- Ларисса Андерсен была музой для многих поэтов и прозаиков Харбина. Несколько нарядов воссоздали наши дизайнеры, а один наряд (серое платье с черной вышивкой. - Прим. ред.) из ее личного гардероба подарил клуб друзей Лариссы Андерсен, - уточняет сотрудница музея.
Немного страшилок
- Это захоронение - кенотаф, или «пустая могила». Такие захоронения носят ритуальный характер, их сооружали в случае, если человек пропадал на чужбине, тела не было и делали символическое захоронение. То есть в этом захоронении никогда не было тела. Сотрудники музея предполагают, что это захоронение датируется XI - XIV веками. Археологи пронумеровали каждый камень и перевезли в музейную аудиторию, - говорит Ксения Родионова.
Удивительные сокровища педуниверситета
У Благовещенского педуниверситета целых четыре музея: геологии, литературно-краеведческий, зоологии и археологии.
Этот маленький камень - частичка американского Гранд Каньона
Древняя улитка аммонит
Бабочка аполлон, обитает на отвесных скалах
Печатная машинка амурского баснописца и писателя Николая Фотьева
Восточные диковины ДальГАУ
Музей культуры Востока Дальневосточного аграрного госуниверситета удивляет посетителей корейскими и китайскими экспонатами. Их вузу подарили коллеги из зарубежных университетов, с которыми ДальГАУ тесно сотрудничает. Посмотреть в музее можно и на экспонаты из Японии.